Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г. N 18-КА19-77
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краснодарского краевого спортивно-оздоровительного некоммерческого партнерства "Лесная Бетта" на определение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 апреля 2019 г. и определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. по материалу N 9а-693/2019 по административному исковому заявлению Краснодарского краевого спортивно-оздоровительного некоммерческого партнерства "Лесная Бетта" о признании незаконным заключения экспертной комиссии министерства природных ресурсов Краснодарского края по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21 января 2019 г. N 31, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28 января 2019 г. N 130.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя НП "Лесная Бетта" Лошкобанова Р.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
для осуществления рекреационной деятельности Краснодарскому краевому спортивно-оздоровительному некоммерческому партнерству "Лесная Бетта" (далее - НП "Лесная Бетта") на основании договора аренды земельного участка от 22 декабря 2017 г. N 57/17 предоставлен во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5436 площадью 2,7246 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 31Б, часть выдела 29.
В 2018 г. обществом с ограниченной ответственностью "Лесоустроительный центр "Южный регион" разработан проект освоения лесов на указанный лесной участок, который направлен на государственную экспертизу.
21 января 2019 г. по результатам оценки представленного на государственную экспертизу проекта освоения лесов на лесной участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5436 экспертная комиссия министерства природных ресурсов Краснодарского края по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее - экспертная комиссия) дала отрицательное заключение N 31, вернув данный проект НП "Лесная Бетта".
Основанием для вынесения такого заключения явилось то обстоятельство, что проект освоения лесов не содержит подтверждающих (документальных) сведений о фактическом состоянии лесного участка, а именно информации о расположенных на участке объектах, позволяющей идентифицировать каждый из этих объектов как самостоятельный. При этом отсутствует обоснование существования таких объектов либо подтверждение правомерности их нахождения на упомянутом участке решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2016 г., которым признано незаконным требование министерства природных ресурсов Краснодарского края к НП "Лесная Бетта" об освобождении занимаемых партнерством лесных участков в Геленджикском лесничестве, Архипо-Осиповском участковом лесничестве.
Кроме того, экспертной комиссией в заключении отмечено, что договор аренды земельного участка от 22 декабря 2017 г. N 57/17 также не содержит сведений о существующих на участке объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Заключение экспертной комиссии от 21 января 2019 г. N 31 утверждено приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28 января 2019 г. N 130.
НП "Лесная Бетта", полагая, что названное заключение экспертной комиссии нарушает его право на использование арендуемого лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, обратилось с административным исковым заявлением в суд.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 апреля 2019 г. административное исковое заявление возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неподсудностью административного дела данному суду. НП "Лесная Бетта" разъяснено, что заявленные им требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. определение судьи от 5 апреля 2019 г. оставлено без изменения.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы НП "Лесная Бетта" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административный истец просит об отмене состоявшихся судебных актов.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации, дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 21 февраля 2020 г. кассационная жалоба с административным материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив истребованный материал и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судьей первой и судом апелляционной инстанций при рассмотрении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда допущены такого рода нарушения.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном указанным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции (часть 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Таким образом, судебная защита не связанных с ведением экономической деятельности прав и законных интересов организаций осуществляется судами общей юрисдикции.
Согласно части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 названной статьи).
Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2).
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).
Согласно положениям статьи 85 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого развития территорий осуществляется планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование), которое является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств (части 1, 2).
Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 86 названного кодекса в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
Как следует из части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Этим органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5.2.110 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).
Согласно пункту 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 496 (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2017 г. N 45475), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах экспертиза проекта освоения лесов на лесной участок с кадастровым номером 23:40:0000000:5436 является обязательным этапом государственного контроля, без прохождения которого НП "Лесная Бетта" не вправе использовать этот участок для осуществления рекреационной деятельности.
При этом вынесенное по результатам такой экспертизы заключение не направлено на регулирование предпринимательской или иной экономической деятельности административного истца, а призвано обеспечить соответствие проекта освоения лесов требованиям экологического законодательства.
Кроме того, НП "Лесная Бетта" в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации является некоммерческой организацией, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение и распределение прибыли между участниками (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В силу пункта 2 статьи 2 указанного федерального закона некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 Устава НП "Лесная Бетта" целью деятельности партнерства является содействие членам партнерства в осуществлении деятельности, направленной на развитие спортивно-оздоровительного отдыха, популяризацию спорта, туризма, пропаганду здорового образа жизни среди всех слоев населения.
Аналогичные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым основным видом деятельности административного истца является деятельность физкультурно-оздоровительная.
С учётом того, что НП "Лесная Бетта" обратилось в суд общей юрисдикции с требованием о защите прав и законных интересов, не связанных с осуществлением им предпринимательской либо иной экономической деятельности, у судьи суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления по мотиву того, что оно подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
Поскольку, что судьей первой и судом апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального и материального права, которые повлияли на правомерность решения вопроса о принятии административного искового заявления НП "Лесная Бетта" к производству Ленинского районного суда г. Краснодара, судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 апреля 2019 г. и определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. отменить.
Материал по административному исковому заявлению Краснодарского краевого спортивно-оздоровительного некоммерческого партнерства "Лесная Бетта" о признании незаконным заключения экспертной комиссии министерства природных ресурсов Краснодарского края по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21 января 2019 г. N 31, утверждённого приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28 января 2019 г. N 130, направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2020 г. N 18-КА19-77
Текст определения опубликован не был