В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в целях исполнения распоряжения Правительства Астраханской области от 27.02.2017 N 58-Пр "О дорожной карте" по внедрению и реализации в Астраханской области целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации "Осуществление контрольно-надзорной деятельности",
приказываю:
1. Утвердить руководство по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Отделу информационно-аналитического обеспечения и делопроизводства (Галкина М.А.) разместить настоящий приказ на официальном сайте службы в сети Интернет.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель службы |
И.О. Краснов |
Утверждено
приказом службы природопользования
и охраны окружающей среды
Астраханской области
от 21 мая 2020 N 196
Руководство
по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения
I. Общие положения
1. Под государственным надзором в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - государственный надзор в области ООПТ) понимается деятельность должностного лица органа государственного надзора, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане) установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Астраханской области и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области требований в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок подконтрольных субъектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанная с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами.
2. Предметом государственного надзора в области ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами совокупности предъявляемых обязательных требований, касающихся режима особой охраны ООПТ, особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ, режима охранных зон ООПТ и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области (далее - природоохранное законодательство).
3. Целью государственного надзора в области ООПТ является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных обязательных требований, касающихся;
3.1. режима ООПТ;
3.2. особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
3.3. режима охранных зон ООПТ;
3.4. иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, установленных природоохранным законодательством в соответствии с компетенцией уполномоченных исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
4. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей,
содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору в области ООПТ, утвержден приказом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - служба) 14.12.2018 N 433. Приказ размещен на официальном сайте службы: https://nat.astrobl.ru/document/5604.
5. Подконтрольные субъекты:
- юридические лица, их руководители и иные должностные лица;
- индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители;
- граждане.
6. Государственный надзор в области ООПТ осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Законом Астраханской области от 19.11.2014 N 77/2014-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Астраханской области;
- Законом Астраханской области от 22.06.2016 N 41/2016-ОЗ "Об административных правонарушениях";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности");
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора";
- Постановлением Правительства Астраханской области от 13.06.2006 N 190-П "О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области";
- Постановлением Правительства Астраханской области от 28.01.2006 N 246-П "Об утверждении Перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Астраханской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "28.07.2006"
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом службы от 23.03.2015 N 119 "О порядке оформления и содержание заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и порядке оформления их результатов;
- Постановлением службы от 16.11.2018 N 19-п "Об административном регламенте службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения".
II. Действия должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора в области ООПТ, по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений
7. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области ООПТ, проводится следующая работа по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению таких нарушений:
7.1. проведение разъяснительной работы с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, направленной на предотвращение нарушений законодательства в области охраны и использования ООПТ регионального значения;
7.2. информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований;
7.3. актуализация перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
7.4. размещение перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора в области ООПТ, на официальном сайте службы;
7.5. проведение ежегодного анализа и оценки эффективности государственного надзора в области ООПТ;
7.6. регулярное обобщение практики осуществления государственного надзора в области ООПТ и размещение на официальном сайте службы соответствующих обобщений;
7.7. формирование перечней типовых нарушений обязательных требований и размещение их на официальном сайте службы;
7.8. выдача предостережений юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушений обязательных требований.
III. Основные задачи в вопросах осуществления государственного надзора в области ООПТ
8. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного надзора в области ООПТ за счет принятия комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленного на обнаружение, предупреждение, пресечение нарушений природоохранного законодательства.
9. Выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований природоохранного законодательства, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
10. Проведение плановых (документарных и (или) выездных), внеплановых (документарных и (или) выездных) проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований.
11. Проведение плановых (рейдовых) осмотров ООПТ в целях выявления фактов нарушения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
12. Взаимодействие с органами прокуратуры, иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с реализацией функции государственного надзора в области ООПТ.
13. Своевременная подготовка Плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований.
IV. Ответственность за нарушение обязательных требований
14. За нарушение природоохранного законодательства на ООПТ регионального значения установлена административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
15. Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства на ООПТ регионального значения, несут административную ответственность в соответствии со следующими статьями КоАП РФ как основными видами нарушений, допускаемых нарушителями законодательства об ООПТ в рамках КоАП РФ:
15.1. по ч. 2 статьи 7.2 КоАП РФ за уничтожение или повреждение специальных знаков;
15.2. по статье 7.4 КоАП РФ за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых;
15.3. по статье 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;
15.4. по статье 7.7 КоАП РФ за повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения;
15.5. по статье 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие лесных участков;
15.6. по статье 7.10. КоАП РФ за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом;
15.7. по ч. 1 статьи 7.11 КоАП РФ за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения;
15.8. по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации;
15.9. по статье 8.5.1 КоАП РФ за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год;
15.10. по статье 8.5.2 КоАП РФ за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования;
15.11. по статье 8.6 КоАП РФ за порчу земель;
15.12. по статье 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
15.13. по статье 8.8 КоАП РФ за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
15.14. по статье 8.9 КоАП РФ за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
15.15. по статье 8.12 КоАП РФ за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
15.16. по статье 8.12.1 КоАП РФ за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
15.17. по статье 8.13 КоАП РФ за нарушение правил охраны водных объектов;
15.18. по статье 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования;
15.19. по статье 8.16 КоАП РФ за невыполнение правил ведения судовых документов;
15.20. по статье 8.17 КоАП РФ за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии;
15.21. по статье 8.18 КоАП РФ за Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
15.22. по статье 8.21 КоАП РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
15.23. по статье 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов;
15.24. по статье 8.26 КоАП РФ за самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов;
15.25. по статье 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению;
15.26. по статье 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;
15.27. по статье 8.28.1 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней;
15.28. по статье 8.29 КоАП РФ за уничтожение мест обитания животных;
15.29. по статье 8.30 КоАП РФ за уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;
15.30. по статье 8.30.1 КоАП РФ за нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;
15.31. по статье 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах;
15.32. по статье 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
15.33. по статье 8.32.1 КоАП РФ за ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
15.34. по статье 8.32.2 КоАП РФ за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
15.35. по статье 8.32.3 КоАП РФ за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
15.36. по статье 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
15.37. по статье 8.34 КоАП РФ за нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций;
15.38. по статье 8.35 КоАП РФ за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
15.39. по статье 8.36 КоАП РФ за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
15.40. по ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 3 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира;
15.41. по статье 8.38 КоАП РФ за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;
15.42. по статье 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
15.43. по статье 8.45.1 КоАП РФ за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе;
15.44. по статье 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
15.45. по ч. 1 статьи 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
15.46. по статье 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора);
15.47. по статье 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
15.48. по статье 19.6 КоАП РФ за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
15.49. по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности;
15.50. по статье 19.26 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
15.51. по статье 20.25 КоАП РФ за уклонение от исполнения административного наказания.
16. Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации, несут уголовную ответственность в соответствии со статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации как основным видом нарушения, допускаемого нарушителями законодательства об особо охраняемых природных территориях, в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации: нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (в части нарушения режима заказников, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшего причинение значительного ущерба).
17. Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства Российской Федерации на ООПТ, также несут уголовную ответственность в соответствии с иными статьями главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
18. Лица, виновные в нарушении природоохранного законодательства Астраханской области, несут ответственность в соответствии с Законом Астраханской области от 22.06.2016 N 41/2016-ОЗ "Об административных правонарушениях";
- по части 4 статье 13 нарушение правил благоустройства территорий поселений (городских округов), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- по статье 24 за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
19. Привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
20. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
21. В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
22. Размер вреда, подлежащего возмещению, в случае нарушения лесного законодательства на ООПТ исчисляется на основании Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
23. Размер вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, исчисляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87.
24. Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, исчисляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. N 238.
25. Размер вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, исчисляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.04.2008 N 107.
26. Размер вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, исчисляется на основании такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.08.2011 N 658.
V. Разъяснения критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий
27. Критериями правомерного поведения является соблюдение при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах ООПТ и их охранных зонах следующих требований:
27.1. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах ООПТ, ограничиваются в обороте;
27.2. не осуществляется хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной;
27.3. режим ООПТ учитывается при разработке схемы территориального планирования Астраханской области и схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, лесного плана Астраханской области, лесохозяйственных регламентов и материалов лесоустройства лесничеств (лесопарков), расположенных на территории Астраханской области, проектов освоения лесов, материалов таксации лесных участков, схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области;
27.4. обеспечение собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, расположенных в границах ООПТ, соблюдения режима особой охраны ООПТ путем недопущения деятельности, влекущей нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ;
27.5. незамедлительное извещение уполномоченного органа обо всех известных случаях нарушения режима особой охраны, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб природным комплексам и объектам ООПТ или угрожающих причинением такого ущерба;
27.6. обеспечение осуществления мер пожарной безопасности на земельных участках, расположенных в границах ООПТ, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области;
27.7. осуществление обустройства территории в границах ООПТ на основании проекта обустройства в случаях, предусмотренных законодательством Астраханской области;
27.8. осуществление строительства, реконструкции в границах ООПТ на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
28. Отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости о нахождении земельных участков в границах ООПТ не влияет на необходимость соблюдения режима особой охраны ООПТ и иных требований природоохранного законодательства. Все положения об ООПТ находятся в открытом доступе в сети Интернет, в том числе в правовых системах "Гарант", "Консультант".
29. Приказом службы от 07.05.2020 N 177 "Об утверждении формы проверочного листа, используемого при осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения" утверждён проверочный лист, содержащий обязательные требования (список контрольных вопросов), применяемые при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Проверочный лист размещены на сайте службы в разделе "Контрольно-надзорная деятельность". В проверочном листе указаны реквизиты нормативных правовых актов, их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, а также вопросы, отражающие содержание обязательных требований и действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых в целях недопущения нарушений обязательных требований.
30. Для реализации нормативных правовых актов собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, расположенных в границах ООПТ, осуществляются необходимые согласования, получение разрешений и заключений экспертиз в соответствии с требованиями законодательства самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.
31. Заполнение проверочного листа осуществляется собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, расположенных в границах ООПТ, в рамках планов проверок, проводимых службой, либо самостоятельно в целях самоконтроля.
VI. Обобщенные практики осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения
32. В случае если выявленное правонарушение образует состав, предусмотренный несколькими статьями КоАП РФ, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
33. Наиболее часто выявляемое правонарушение - захламление на территории ООПТ, что является нарушением режима особой охраны. При обнаружении свалок отходов на ООПТ лица, виновные в размещении отходов, либо собственники (пользователи) земельного участка, на котором выявлено захламление, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ.
34. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
35. Помимо штрафа, виновным лицам для возмещения предъявляется ущерб, нанесенный компонентам окружающей среды в результате совершенного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 21 мая 2020 г. N 196 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения"
Вступает в силу с 21 мая 2020 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области" (http://pravo-astrobl.ru) 22 мая 2020 г.