Письмо Министерства транспорта РФ от 19 марта 2020 г. N Д8/6737-ИС
Минтранс России в связи с результатами анализа негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности российских аэропортов, проведенного Минтрансом России в 2019 году на основе данных о проверках российских аэропортов контрольно-надзорными органами (Росприроднадзором), просит проинформировать аэропорты о необходимости соблюдения требований природоохранного законодательства, устранения ранее выявленных нарушений и приведения документации в соответствие действующему природоохранному законодательству Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание, что не все аэропорты имеют в штате специалистов по охране окружающей среды.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
И.о. директора Департамента |
С.М. Егоршев |
Информация о результатах анализа негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности российских аэропортов
Письмом от 04.07.2019 N АЮ-Д8-29/10623 Минтранс России запросил у российских аэропортов информацию о проведении в 2017-2019 гг. проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе копии актов проверок и выданных контрольно-надзорными органами предписаний, информацию о результатах устранения/причинах не устранения выявленных нарушений а также утвержденные планы мероприятий по охране окружающей среды.
Информацию представили 96 аэропортов из 110 (85%).
По представленной информации все объекты состоят на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (II, III категория).
По представленным данным в нарушение статьи 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закона N 7-ФЗ), 10 аэропортов несвоевременно выполнили обязанности по постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в пяти из которых контролирующими органами установлено искажение информации представленной в заявке на постановку объекта негативного воздействия на государственный учет, что является нарушением пунктов 1-3 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предоставление недостоверной информации, представленной в заявке на постановку объекта негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет, что в свою очередь образует состав административного правонарушения по статье 8.46 КоАП РФ, а именно невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В нарушение частей 1-2 пункта 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ в редакции Федерального Закона, пункта 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", у 12 аэропортов отсутствует программа производственного экологического контроля, в 20 - нарушены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
В нарушение части 3 статьи 12, части 1 статьи 22, частей 1-3 статьи 25, пункта 1 статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ (далее - Закон N 96-ФЗ), 30 аэропортов не соблюдают требования к содержанию программы производственного экологического контроля, требования порядка и сроков представления отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в части отсутствия информации по мониторингу замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствия инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, не проведения производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствия информации по замерам выбросов.
В части установленных нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух в нарушение частей 1-4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ, частей 1-3 статьи 12, части 1 статьи 14, части 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ у 10 аэропортов выявлены нарушения в осуществление деятельности без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие установленных предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 8 аэропортов не обеспечивали проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, у 6 аэропортов выявлены нарушения в части невыполнения плана-графика производственного контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В части установленных нормативов допустимых сбросов в водные объекты в нарушение требований к охране водных объектов, повлекшее их загрязнение, засорение и (или) истощение контролирующими органами установлены следующие нарушения законодательства. В нарушение подпункта 1 пункта 6 статьи 60, пункта 2 части 2 статьи 39, подпункта 1 пункта 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации 20 аэропортов эксплуатируют очистные сооружения в неисправном состоянии, осуществляя при этом сброс недостаточно очищенных сточных вод с превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, сброса сточных вод с превышением ПДК, тем самым нарушая правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты; статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ 10 аэропортов осуществляют сброс загрязняющих веществ в водный объект в отсутствие специального разрешения; части 2 статьи 55, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации в части осуществления сброса с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, а также сброс загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу; части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, пункта 7 части 15 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации 5 аэропортов осуществляют сброс сточных вод в границах водоохранных зон; пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в части сброса сточных вод в отсутствии права пользования поверхностным водным объектом, приобретаемое на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации 5 аэропортов осуществляют водопользование в отсутствии предоставления в установленный срок сведений о наблюдениях за водным объектом и его водоохранной зоной по форме 6.1, утвержденной приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 30.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 7 части 15 статьи 11" имеется в виду "пункта 11 части 3 статьи 11"
В нарушение части 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, части 2 статьи 11, части 5 статьи 18 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закона N 89-ФЗ) в период 2017-2019 гг. 12 аэропортов осуществляли хозяйственную деятельность без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 10 аэропортов с превышением установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также в нарушение статей 19 и 26 Закона N 89-ФЗ у 15 авиапредприятий отсутствует ведение первичного учета движения отходов.
В нарушение части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 39, статьи 69 Закона N 7-ФЗ, частей 1 и 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ 10 аэропортов на момент проверки не представили в срок сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (2-ТП Отходы).
В нарушение части 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ у 10 авиапредприятий отсутствуют паспорта отходов, образовавшихся на предприятии. При проведении проверок выявлены нарушения подпунктов 7, 15, 16 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления" в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении (хранении) с отходами I класса опасности, статьи 1 Закона N 89-ФЗ, пункта 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" в части не оборудования мест временного накопления отходов II класса опасности, статьи 13.4 СанПин(а) 2.1.7.1322-03 в части не оборудования мест временного накопления (размещения) отходов I класса опасности, статьи 73 Закона N 7-ФЗ в части отсутствия подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, лиц допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, подпунктов 1 и 3, статьи 14 Закона N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности", в части не отнесения отходов к конкретному классу опасности, отсутствия паспортизации отходов.
В единичных случаях выявлены нарушения в части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в части пользования недрами без соответствующего разрешения (лицензии), пункта 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ в части отсутствия подготовки (обучения) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, лиц ответственных за принятие решений (руководители и специалисты); постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
В нарушение пункта 1 статьи 16, части 3 статьи 16.2 части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ 20 аэропортов не соблюдают установленные сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок предоставления информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в части искажения информации, нарушают порядок предоставления сведений при подаче декларации за негативное воздействие на окружающую среду.
В заключение необходимо отметить отсутствие систематического принятия во внимание вопросов, связанных с охраной окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности аэропортов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства транспорта РФ от 19 марта 2020 г. N Д8/6737-ИС
Текст письма опубликован не был