Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Ливинского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Ливинский оспаривает конституционность примененного судами в деле с его участием абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего для военнослужащих - граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилищные гарантии, которые предоставляются по месту военной службы, а при увольнении со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было признано правомерным решение уполномоченного должностного лица о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях. Как указали суды, В.В. Ливинский не имеет права на предоставление жилья по избранному месту жительства, поскольку, будучи обеспеченным жилым помещением, был уволен с военной службы в связи с истечением срока действия контракта. Суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что материалами административного дела опровергается довод административного истца об изъявлении им желания перед увольнением с военной службы получить жилое помещение по избранному месту жительства.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 40 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет признавать военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства лишь при условии их увольнения со службы по определенным основаниям, вводит необоснованные различия в жилищных правах военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, в зависимости от времени их поступления на военную службу (до названной даты или после), не учитывает особенности прохождения военной службы и получения жилья от военного ведомства на территории закрытого административно-территориального образования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая различный подход к законодательному регулированию отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище (статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), в том числе в зависимости от даты заключения первого контракта, в своих решениях указывал, что федеральный законодатель, установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка. Подобный подход свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности (определения от 14 мая 2013 года N 692-О и N 693-О). При этом закрепленные статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные гарантии, предоставляемые военнослужащим в связи с увольнением с военной службы при наличии требуемых продолжительности военной службы и оснований для увольнения, учитывают особенности этого вида государственной службы и отвечают конституционному принципу справедливости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 2008-О).
Таким образом, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе.
Установление же фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ливинского Владимира Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2020 г. N 903-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ливинского Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)