Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

Приложение
к приказу ФНС России
от 25.12.2019 г. N ММВ-7-8/659@

 

Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, разработан в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и устанавливает порядок организации и осуществления налоговыми органами мероприятий по налоговому контролю за исполнением банками обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 Кодекса (далее - обязанности, установленные Кодексом).

 

II. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом

 

2. Должностные лица налоговых органов осуществляют следующие мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом:

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов;

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

3. Документ налогового органа, предусмотренный настоящим Порядком, передается руководителю банка или его уполномоченному представителю непосредственно под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае, если документ налогового органа невозможно передать способом, свидетельствующим о дате его получения, копия этого документа направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня направления заказного письма.

В случае передачи документа налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи датой его направления считается дата, указанная в подтверждении даты отправки.

Датой получения банком документа налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о его приеме.

 

III. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов

 

4. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов (далее - Мероприятия контроля) осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту учета банка (месту учета банка в качестве крупнейшего налогоплательщика, месту нахождения филиала банка).

Форма решения об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

5. Период, за который осуществляются Мероприятия контроля, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об осуществлении Мероприятий контроля.

6. Предметом Мероприятий контроля является исполнение банками обязанностей, установленных Кодексом.

7. Срок проведения Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. Указанный срок может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа до четырех месяцев в следующих случаях:

проведение Мероприятий контроля в отношении банка, имеющего в своем составе более четырех филиалов;

непредставление банком, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, в установленный срок документов (информации), пояснений необходимых для осуществления Мероприятий контроля;

непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения;

неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода;

воспрепятствование банком осуществлению Мероприятий контроля;

возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих банк, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, и (или) налоговый орган, осуществляющий Мероприятия контроля.

Форма Решения о продлении срока осуществления Мероприятий контроля приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Решение о продлении срока осуществления Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

8. Налоговый орган вправе осуществлять самостоятельные Мероприятия контроля в отношении филиалов банка в порядке, установленном пунктами 9-11, 13-17, 20 настоящего Порядка. Срок проведения самостоятельных Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. При этом указанный срок не может быть продлен.

9. В случае необходимости изменения состава проверяющих должностных лиц налогового органа, осуществляющих Мероприятия контроля, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля.

Форма решения о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

10. Срок проведения Мероприятий контроля исчисляется со дня получения руководителем банка или его уполномоченным представителем решения об осуществлении Мероприятий контроля до дня составления справки об осуществленных Мероприятиях контроля.

11. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить Мероприятия контроля для осуществления следующих мероприятий:

истребования документов (информации);

проведения экспертизы;

перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

На период осуществления указанных мероприятий течение срока осуществления Мероприятий контроля приостанавливается:

при истребовании документов (информации) - со дня получения банком требования о представлении документов (информации) до дня представления налоговому органу истребуемых документов (информации);

при проведении экспертизы - со дня получения банком протокола об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав банку до дня представления экспертом заключения в письменной форме;

при переводе на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке, - на время перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

Общий срок приостановления осуществления Мероприятий контроля не может превышать два месяца.

На период действия приостановления Мероприятий контроля приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов (информации) у банка, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при осуществлении Мероприятий контроля, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа в помещении банка, связанные с Мероприятиями контроля.

Формы решений о приостановлении Мероприятий контроля и о возобновлении Мероприятий контроля приведены в приложениях N 4 и 5 к настоящему Порядку.

Приостановление и возобновление Мероприятий контроля оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено такое решение. Решения о приостановлении и о возобновлении Мероприятий контроля направляются банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней следующих за днем вынесения налоговым органом такого решения.

12. Не допускается повторное осуществление Мероприятий контроля (самостоятельных Мероприятий контроля в отношении филиала банка) по одному и тому же предмету и за один и тот же период.

13. Мероприятия контроля осуществляются на территории налогового органа должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством истребования у банков документов (информации), необходимых для осуществления Мероприятий контроля, получения пояснений руководителя банка или его уполномоченного представителя, должностных лиц банка, допроса свидетелей, участия переводчика, проведения экспертизы.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для Мероприятий контроля, вправе производить осмотр помещений банка, документов и предметов.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в случае установления фактов воспрепятствования банком осуществлению Мероприятий контроля, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, вправе произвести выемку документов и предметов.

14. При осуществлении Мероприятий контроля могут использоваться документы (информация), имеющиеся в налоговых органах, полученные из внутренних и внешних источников, относящиеся к проверяемому периоду.

К документам (информации), полученным из внутренних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации о налогах и сборах функций.

К документам (информации), полученным из внешних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации или на основании соглашений об информационном обмене с контролирующими и правоохранительными органами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, являющаяся общедоступной.

15. Мероприятия, проводимые при осуществлении Мероприятий контроля:

1) истребование у банка документов (информации), пояснений, необходимых для осуществления Мероприятий контроля.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, вправе истребовать у банка необходимые для контроля документы (их заверенные копии) в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 93 Кодекса, с учетом особенностей и с использованием документов, установленных, настоящим подпунктом.

В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи истребованные документы (информация), пояснения представляются банком:

в виде файлов, содержащих электронные образы бумажных документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих электронные документы, представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих выборки информации (наборы записей), размещаемых на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи, составленной в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации и соответствующие описи электронных документов (информации), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации.

На бумажном носителе истребованные документы (информация), пояснения представляются банком в случае, если не имеется возможность их представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Должностные лица налогового органа в пределах своей компетенции вправе истребовать у банка документы, сведения, информацию, пояснения, справки, указанные в статьях 46, 60, 76, 86 Кодекса, а также книги регистрации открытых счетов, вкладов (депозитов), банковские правила, документы аналитического и синтетического учета банка (его филиала) по операциям, счетам и вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся клиентами банка, принятые к учету первичные документы и регистры бухгалтерского учета банка (его филиала), сведения об открытых и закрытых лицевых счетах банка (его филиала), мемориальные документы операционного дня, картотеку неоплаченных расчетных документов по причине недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка и иные необходимые для контроля документы.

Форма требования о представлении документов, сведений, информации, пояснений, справок при осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку.

Форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации), пояснений при осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку;

2) осмотр помещений банка, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, документов и предметов.

Осмотр помещений банка, документов и предметов производится должностными лицами налогового органа в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 92 Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Доступ в помещение проверяемого банка должностных лиц налоговых органов, непосредственно осуществляющих Мероприятия контроля, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и мотивированного постановления о проведении осмотра помещений банка, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля.

Осмотр помещений банка, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления о проведении осмотра помещений банка, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, документов и предметов, вынесенного по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (далее - постановление). Постановление выносится должностным лицом налогового органа, осуществляющим Мероприятия контроля, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

При проведении осмотра вправе участвовать руководитель банка или его уполномоченный представитель.

Результаты осмотра оформляются протоколом осмотра помещений банка, документов и предметов по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку;

3) участие свидетелей.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления Мероприятий контроля.

Показания свидетеля заносятся в протокол допроса свидетеля при осуществлении Мероприятий контроля по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку.

Допрос свидетелей осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 90 Кодекса;

4) выемка документов и предметов.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего Мероприятия контроля, в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 94 Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим подпунктом.

Форма постановления о производстве выемки документов и предметов при осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 11 к настоящему Порядку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа.

О производстве и результатах выемки (изъятия) документов составляется протокол.

Форма протокола о производстве выемки (изъятия) документов и предметов при осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 12 к настоящему Порядку.

Копия протокола о производстве выемки (изъятия) документов и предметов направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем составления протокола.

5) проведение экспертизы.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению Мероприятий контроля на договорной основе может быть привлечен эксперт.

При осуществлении Мероприятий контроля экспертиза назначается в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 95 Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим подпунктом, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются соответствующие специальные познания.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего Мероприятия контроля.

Форма постановления о назначении экспертизы при осуществлении Мероприятий контроля (далее - постановление о назначении экспертизы) приведена в приложении N 13 к настоящему Порядку.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением руководителя банка или его уполномоченного представителя в срок не позднее трех рабочих дней со дня вынесения постановления о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 статьи 95 Кодекса, о чем составляется протокол.

Форма протокола об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав приведена в приложении N 14 к настоящему Порядку.

Протокол об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней, следующих за днем вынесения налоговым органом такого решения.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящим подпунктом;

6) участие переводчика.

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению Мероприятий контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик в соответствии со статьей 97 Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим подпунктом.

Переводчик предупреждается об ответственности за заведомо ложный перевод, предусмотренный пунктом 2 статьи 129 Кодекса, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

Форма протокола о предупреждении переводчика об ответственности за осуществление заведомо ложного перевода приведена в приложении N 15 к настоящему Порядку.

16. Противодействие банка осуществлению налоговым органом Мероприятий контроля признается воспрепятствованием осуществлению Мероприятий контроля.

В качестве факта воспрепятствования банка осуществлению Мероприятий контроля признаются:

1) отсутствие банка (его филиала) по его месту нахождения (за исключением случаев, связанных с изменением банком своего места нахождения в установленном порядке);

2) неисполнение либо несвоевременное исполнение банком требования о представлении запрошенных в соответствии с настоящим Порядком у него налоговым органом, осуществляющим Мероприятия контроля, документов (информации), пояснений без своевременного предоставления мотивированных пояснений (уведомления) о причинах непредставления;

3) отказ руководителя банка или его уполномоченного представителя от получения требования о представлении документов (информации), пояснений, от проведения осмотра помещений банка, документов и предметов.

В случае установления налоговым органом, осуществляющим Мероприятия контроля, фактов воспрепятствования банком осуществлению Мероприятий контроля должностными лицами такого налогового органа составляется акт о воспрепятствовании осуществлению Мероприятий контроля в двух экземплярах по форме согласно приложению N 16 к настоящему Порядку.

Акт о воспрепятствовании осуществлению Мероприятий контроля подписывается всеми должностными лицами налогового органа, осуществляющими Мероприятия контроля и направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем составления такого акта.

Составление акта о воспрепятствовании осуществлению Мероприятий контроля не является основанием для обязательного приостановления или прекращения Мероприятий контроля.

17. В последний день осуществления Мероприятий контроля должностными лицами налогового органа, осуществляющими такие мероприятия, составляется справка об осуществленных Мероприятиях контроля по форме, приведенной в приложении N 17 к настоящему Порядку, и направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

При получении налоговым органом квитанции о приеме справки об осуществлении Мероприятий контроля датой ее получения банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

В справке об осуществленных Мероприятиях контроля налоговым органом вносится запись об обнаружении (об отсутствии) фактов нарушения банком обязанностей, установленных Кодексом.

 

IV. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента

 

18. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента осуществляются без вынесения решения об осуществлении Мероприятий контроля при установлении налоговым органом факта нарушения банком обязанности, связанной с исполнением направленного налоговым органом в банк поручения (решения, запроса) в соответствии с пунктом 2 статьи 46, пунктом 1 статьи 60, пунктом 2 статьи 76, пунктом 5 статьи 76, пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса.

19. При осуществлении мероприятий налогового контроля за исполнением банком обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента должностные лица налогового органа вправе направить требование о представлении документов (информации), пояснений в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 настоящего Порядка.

 

V. Оформление выявленных при осуществлении Мероприятий контроля фактов, свидетельствующих о нарушении банком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом

 

20. При обнаружении налоговым органом по результатам проведения мероприятий налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, фактов, свидетельствующего о нарушении банком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом, указанные факты являются основанием для возбуждения производства по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом, при осуществлении Мероприятий контроля днем выявления таких фактов (нарушений) для целей возбуждения производства по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях в указанном случае считается день составления справки об осуществленных Мероприятиях контроля.