В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании постановления администрации города Кирова от 29.07.2019 N 1737-п "О разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Киров" администрация города Кирова постановляет:
Внести в муниципальную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах, утвержденную постановлением администрации города Кирова от 26.09.2019 N 2332-п (далее - программа), следующие изменения:
1. Паспорт муниципальной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт
муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
администрация города Кирова (департамент экономического развития и предпринимательства администрации города Кирова) |
Исполнители муниципальной программы |
департамент экономического развития и предпринимательства администрации города Кирова, МБУ "Центр инвестиционного развития", департамент муниципальной собственности администрации города Кирова |
Цель программы |
обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Кирове, повышение роли предпринимательства в решении социальных и экономических задач города |
Задачи программы |
1. Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в приоритетных отраслях экономики. 2. Развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий. 3. Повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки. 4. Укрепление социального статуса, повышение престижа и популяризация предпринимательства. 5. Содействие развитию торговли и потребительского рынка, создание условий для обеспечения жителей города услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение административных барьеров, создание комфортных условий для ведения бизнеса, увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях, повышение объема налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Киров" |
Название подпрограмм |
отсутствуют |
Сроки реализации муниципальной программы |
2020 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования программы (тыс. руб.)
Годы реализации муниципальной программы |
Объем финансового обеспечения |
Наименование источника финансирования |
||||
1. Всего, за счет бюджета муниципального образования "Город Киров" |
В том числе |
2. За счет внебюджетных источников |
||||
1.1. За счет собственных доходов бюджета |
1.2. За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
1.3. За счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета |
||||
2020 |
5 129,8 |
5 129,8 |
5 129,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2021 |
4 015,8 |
4 015,8 |
4 015,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2022 |
4 146,7 |
4 146,7 |
4 146,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2023 |
4 146,7 |
4 146,7 |
4 146,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2024 |
4 146,7 |
4 146,7 |
4 146,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего |
21 585,7 |
21 585,7 |
21 585,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0" |
2. Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) является важнейшим элементом экономической системы города Кирова. Поддержка развития МСП - одно из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.
Важной основой для формирования конструктивной системы поддержки предпринимательства в городе Кирове является понимание общих тенденций развития экономики страны и учет макроэкономических факторов.
1. Структура экономики России еще окончательно не сформирована. Не выработана достаточная база для понимания роли МСП в развитии устойчивой экономики. МСП рассматривается как переходный этап к возникновению крупных предприятий, а не как самостоятельный элемент экономики.
2. Многие существующие формы поддержки предпринимательства исходят из того, что малый и средний бизнес является конкурентным, стремящимся повысить качество товаров и услуг, совершенствовать технологии, внедрять инновации и модернизировать производство, быстро осваивающим вновь появляющиеся ниши.
Таким образом, с учетом сложившихся тенденций усилия должны быть направлены не только на увеличение количества субъектов МСП, но и в первую очередь на качественное развитие сектора, которое выражается в культуре ведения бизнеса, наличии конструктивных деловых связей, участии в реализации значимых социальных и инфраструктурных проектов.
По состоянию на 01.01.2019 на территории муниципального образования "Город Киров" зарегистрировано 30893 субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП, СМСП), что составляет порядка 63% от общего количества МСП Кировской области (48431) и порядка 0,5% от общего количества МСП России.
Анализ сложившейся структуры видов экономической деятельности малых предприятий в 2018 году показал, что основная доля предприятий осуществляет деятельность в сфере торговли - 58,9% строительства - 16,9%, промышленного производства - 3,1%, транспортировки и хранения - 1,4%. В структуре МСП преобладают индивидуальные предприниматели.
Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) по итогам 2018 года составил 193,7 млрд. рублей и представлен следующей структурой:
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
58,90% |
Строительство |
16,90% |
Промышленное производство |
3,10% |
Транспортировка и хранение |
1,40% |
Деятельность в области информации и связи |
0,80% |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
0,20% |
Прочие |
18,80% |
При этом по сравнению с предыдущим периодом произошел значительный рост оборота малых предприятий по следующим видам деятельности: производство пищевых продуктов - 20,5%, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 7,6%, строительство - 4,5%, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 4%. По остальным отраслям также сохраняется положительная динамика развития.
Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 населения составляет 576,4 человека.
В малом и среднем бизнесе занято 83,1 тыс. человек, что составляет более 34,8% от численности занятых в экономике города Кирова.
Общий объем налоговых поступлений за 2018 год от СМСП в бюджет города составил 736,3 млн. руб.
В целях комплексной поддержки МСП на территории муниципального образования "Город Киров" для реализации специализированных мероприятий в 2018 году осуществляли деятельность соответствующие организации инфраструктуры - муниципальное бюджетное учреждение "Центр инвестиций" (до 07.12.2018 - МБУ "Центр инноваций"), Кировский городской фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания).
Деятельность МБУ "Центр инвестиций" (далее - Центр) в рамках реализации муниципальной функции поддержки МСП прежде всего направлена на оказание системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях экономики, на обеспечение отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предприятий.
Для вовлечения в бизнес-среду начинающих предпринимателей реализована программа ускоренного развития бизнес-проектов "ПУСК". По итогам образовательного интенсива для начинающих предпринимателей "Акселератор "ПУСК" проводятся защиты бизнес-проектов с участием потенциальных инвесторов и деловых партнеров. По итогам 2018 года на защиту представлено 43 проекта.
Финансовая поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров" СМСП на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования. В 2018 году предпринимателями на конкурс было подано 11 заявок, из которых финансовую поддержку получили 5 субъектов МСП на общую сумму 1000 тыс. рублей. Кроме того, в 2018 году Кировским городским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства предоставлена финансовая поддержка 8 СМСП, в том числе выдано 7 льготных займов на общую сумму 4900,0 тыс. руб.
Информационная и консультационная поддержка на муниципальном уровне проводится посредством постоянного ведения информационного портала для малого и среднего бизнеса www.mb.admkirov.ru, а также сайта www.innovkirov.ru. На указанных ресурсах публикуется актуальная информация об изменениях в законодательстве, проведении конкурсов, мероприятий и по другим актуальным вопросам открытия и ведения бизнеса.
На постоянной основе в Центре проводится консультирование СМСП и физических лиц по вопросам открытия и ведения бизнеса, организуются мероприятия, семинары по актуальным вопросам в целях обучения представителей бизнеса. В 2018 году проведены обучающие семинары на такие темы, как "Изменения в законодательстве с 1 января 2018 года", "Особенности применения трудового законодательства", "Участие субъектов среднего и малого предпринимательства в закупках по Федеральному закону N 223-ФЗ" и т.д.
Для оказания имущественной поддержки ведется и ежегодно дополняется перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, данного имущества по льготной ставке арендной платы. Предусмотрены такие меры имущественной поддержки, как преимущественное право выкупа субъектами МСП арендуемых объектов муниципального имущества; льготная ставка арендной платы субъектам МСП, оказывающим социально значимые услуги; льготное размещение начинающих СМСП в офисных помещениях, переданных в оперативное управление Центру (с оплатой в первый год размещения 40% от средней стоимости, во второй год - 60%, в третий год - 80%).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" были обозначены приоритетные направления социально-экономического развития Российской Федерации, нашедшие отражение в ряде национальных проектов, в том числе в национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В целях реализации данного проекта в муниципальном образовании "Город Киров" обозначены ключевые направления развития малого и среднего предпринимательства на период 2020 - 2024 годов.
Основными приоритетами развития предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" являются:
1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе законодательное закрепление понятия "социальное предпринимательство" в целях предоставления этой категории предпринимателей особых мер поддержки.
2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию.
3. Создание системы акселерации субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе создание инфраструктуры и сервисов поддержки.
4. Популяризация предпринимательства, в рамках которой предусмотрено создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.
Исходя из анализа структуры МСП в муниципальном образовании "Город Киров", определены приоритетные направления развития МСП. Это в том числе обрабатывающие производства, социальное предпринимательство.
1.1. Обрабатывающие производства
Развитию промышленного предпринимательства, в том числе в сфере обрабатывающих производств, на федеральном и региональном уровнях уделяется значительное внимание. Приоритизация поддержки производственного предпринимательства заложена в национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Согласно данным 2016 - 2018 годов и прогнозам социально-экономического развития муниципального образования "Город Киров" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 19.10.2018 N 2715-п, обрабатывающие производства показывают более уверенный рост производства в целом по организациям города Кирова.
В 2018 году темпы роста оборота в подотрасли "обрабатывающие производства" составляют 9,6% (по всем СМСП - 6,1%), а в 2021 году, согласно прогнозам, они должны составить 14,4% (по всем СМСП - 8,2%).
Темпы роста оборота субъектов малого предпринимательства подотрасли "обрабатывающие производства" в муниципальном образовании "Город Киров"
Показатели |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
2018 год к 2016 году, % |
2021 год к 2016 году, % |
2016 год |
2018 год |
2021 год |
|||
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг субъектами малого предпринимательства, всего, млн. руб. |
43716 |
46373 |
50196 |
106,1 |
108,2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Обрабатывающие производства, млн. руб. |
6297 |
6900 |
7201 |
109,6 |
114,4 |
Анализ данных за период 2016 - 2018 годов и прогноз до 2021 года показывают наиболее высокие темпы роста оборота в группе обрабатывающих производств по продукции пищевой промышленности, производства кожи и изделий из кожи, обработки древесины и производства изделий из дерева.
Оборот обрабатывающих производств в муниципальном образовании "Город Киров" в период 2016 - 2018 годов и прогноз на 2021 год, млн. руб. в текущих ценах
Подотрасли |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2021 год (прогноз) |
2018 г. к 2016 г., % |
2021 г. к 2016 г., % |
Всего, в т.ч. |
6 297,1 |
6 477,1 |
6 899,8 |
7 243,9 |
109,6 |
115,0 |
производство пищевых продуктов |
1 389,8 |
1 438,9 |
1 691,9 |
1 763,6 |
121,7 |
126,9 |
производство текстильных изделий |
632,5 |
638,0 |
653,9 |
696,4 |
103,4 |
110,1 |
производство одежды |
733,0 |
745,0 |
763,1 |
804,2 |
104,1 |
109,7 |
производство кожи и изделий из кожи |
218,8 |
224,3 |
229,6 |
241,2 |
104,9 |
110,2 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
3 323,0 |
3 430,9 |
3 561,3 |
3 738,4 |
107,2 |
112,5 |
Исходя из представленного выше анализа следует, что приоритетными направлениями развития в сфере обрабатывающих производств являются:
пищевая промышленность;
обработка древесины и производство изделий из дерева.
1.2. Социально ориентированное предпринимательство
Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, одним из направлений развития экономики РФ является поддержка МСП в сфере социальных услуг. Развитие социального предпринимательства рассматривается как один из эффективных способов решения общественных проблем.
Необходимость развития социального предпринимательства заявлена в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Вместе с тем, как отмечают аналитики, в настоящее время наблюдается снижение или отказ от финансирования части проектов со стороны Правительства Российской Федерации по ряду социальных направлений, что определяет необходимость вложения региональных и муниципальных средств в указанные отрасли за счет бюджетных и внебюджетных фондов.
Таким образом, на первый план выходят вопросы поддержки и развития предпринимательства в таких социальных сферах, как здравоохранение (в частности, пропаганда здорового образа жизни), образование (снижение дефицита кадров - поваров, воспитателей детских дошкольных учреждений, среднего медицинского персонала - путем формирования благоприятной предпринимательской среды), наука (поддержка изысканий в "гражданской сфере"), культура (в частности, поддержка предприятий, специализирующихся на выпуске товаров культуры).
1.3. Инфраструктура комфортной городской среды
Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды является основной целью реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". Это предполагает благоустройство территорий и обустройство инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для всех граждан, а именно создание инфраструктуры спорта и отдыха, благоустройство популярных зон торговли, формирование идентичности города, поддержку сферы услуг.
Устойчивость этих территорий должна обеспечиваться наличием экономической модели, становлению и развитию которой будет способствовать деятельность СМСП, обеспечивающих обустройство инфраструктуры в рамках формирования комфортной городской среды.
Кроме того, активная застройка новых микрорайонов, где будет сделан упор на малоэтажную и среднеэтажную застройку как более комфортную для жизни, также требует соблюдения социально-демографических, бытовых, санитарно-гигиенических и других требований, предъявляемых к формированию жилой и общественно-деловой среды. Если в 2017 году в области было введено 500 - 600 тыс. кв. метров жилья, то к 2024 году в соответствии с указом Президента этот показатель должен быть увеличен в 1,5 раза.
Обеспечение жителей новых микрорайонов и малоэтажных поселков необходимой инфраструктурой также является одной из задач развития МСП в муниципальном образовании "Город Киров".
1.4. Туризм
Развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания и развития туристских территорий, реализации проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного туристского продукта предусмотрено "Стратегией развития туризма в России до 2035 года". Туристическая отрасль в настоящее время рассматривается как источник экономического роста Российской Федерации. Вклад туризма в ВВП России составляет не более 3,5%, но в среднесрочной перспективе поставлена задача увеличить его долю как минимум до 6%.
По итогам национального туристического рейтинга Кировская область находится во второй половине рейтинга и в 2018 году переместилась с 45-го на 53-е место по сравнению с 2017 годом, а по итогам национального рейтинга въездного туризма 2019 года заняла 68 место из 85 субъектов Российской Федерации. Объемы туристических услуг в Кировской области и их доля в общем объеме платных услуг населению падают. За период 2014 - 2018 годов снижение объемов составило около 33%.
Вместе с тем Кировская область обладает богатейшими природными, историческими, культурными туристскими ресурсами.
Как отмечено в "Стратегии развития туризма в России до 2035 года", важную роль в развитии туристской отрасли как в России в целом, так и на уровне отдельного муниципального образования играют СМСП.
Таким образом, туристическая отрасль в муниципальном образовании "Город Киров" вследствие развития имеющихся ресурсов может быть одной из перспективных с точки зрения вложения капитала и развития муниципальной территории, ее брендирования, повышения конкурентоспособности и привлекательности для предприятий, инвесторов и населения.
1.5. Прочие перспективные направления
Исходя из анализа развития перспективных направлений экономики города, в целях оказания поддержки СМСП, в том числе имущественной, к приоритетным следует отнести следующие направления:
обработку древесины и производство изделий из меха, пищевую промышленность;
малоэтажное строительство;
ресурсо- и энергосбережение;
коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
бытовое обслуживание населения, торговлю в формате "магазин у дома";
социально ориентированное предпринимательство;
туризм и отдых.".
3. Раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения программы" изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования программы в 2020 - 2024 гг. составит 21585,70 тыс. рублей. Основной источник финансирования программы - бюджет муниципального образования "Город Киров" (приложение N 1).
Бюджет муниципального образования "Город Киров" - средства, предусмотренные настоящей программой.
Областной бюджет - средства, выделяемые на конкурсной основе на софинансирование мероприятий муниципальных программ развития СМСП.
Внебюджетные источники - средства исполнителей, средства банков, а также организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы развития СМСП в 2020 - 2024 годах (тыс. руб.):
Источники финансирования |
Исполнитель муниципальной программы |
Всего |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Средства бюджета муниципального образования "Город Киров" |
департамент экономического развития и предпринимательства |
21 585,7 |
5 129,8 |
4 015,8 |
4 146,7 |
4 146,7 |
4 146,7 |
Финансирование мероприятий программы осуществляется в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования "Город Киров" на очередной финансовый год.".
4. В абзаце втором раздела 6 "Описание системы управления реализацией программы" слова "управление развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города Кирова" заменить словами "департамент экономического развития и предпринимательства администрации города Кирова".
5. Приложение N 1 "Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах" к программе изложить в новой редакции. Прилагается.
6. Приложение N 2 "Перечень ключевых (годовых) показателей эффективности реализации муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах" к программе изложить в новой редакции. Прилагается.
7. Приложение N 3 "Перечень мероприятий муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах, не требующих финансирования" к программе изложить в новой редакции. Прилагается.
И.о. главы администрации города Кирова |
Д.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Кирова от 22 мая 2020 г. N 1037-п "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 26.09.2019 N 2332-п"
Текст постановления опубликован на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" (www.pravo.mo-kirov.ru) 22 мая 2020 г., в газете "Наш город" от 29 мая 2020 г. N 53