Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заявителя (истца): МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ (109544, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ, 25, ОГРН: 1122721008200, Дата присвоения ОГРН: 28.06.2012, ИНН: 2721194275)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, дата регистрации: 19.04.2004)
Третье лицо: АО "ЛАБОРАТОРИЯ ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ" (127473, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ДОСТОЕВСКОГО, ДОМ 21, ЭТ/КОМНАТА 2/28, ОГРН: 1127746505116,
Дата присвоения ОГРН: 29.06.2012, ИНН: 7714877128)
об оспаривании решения и предписания комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 14.11.2019 по делу N 19/44/105/3030
В судебное заседание явились:
Участники, согласно протокола;
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 14 ноября 2019 года по делу N 19/44/105/3030.
Судом в судебном заседании 04 марта 2020 был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 11 марта 2020.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность решения и предписания.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалования решения и предписания ФАС России заявителем соблюден.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Заявитель (государственный заказчик) в соответствии с приказом Минвостокразвития России от 6 июня 2019 года N 91 "О внесении изменений в приказ Минвостокразвития России от 19 апреля 2019 года N 67 "О первоочередных задачах и правилах цифровизации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики" провел мероприятие по осуществлению закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на оказание организационных услуг для нужд Минвостокразвития России в 2020 - 2021 годах (извещение N 0122100013519000022) (далее - Закупка).
При проведении Закупки государственным заказчиком в извещении об осуществлении закупки устанавливалось ограничение в отношении участников закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Участниками закупки могли стать только субъекты малого предпринимательства.
Комиссия государственного заказчика рассмотрела первые части заявок двух участников Закупки: ООО "Бизнес Аргумент" ИНН 7735178956 и АО "Лаборатория Программных Решений" ИНН 7714877128.
По результатам проведения электронного аукциона более низкую стоимость цены единицы услуги предложило АО "Лаборатория Программных Решений". Однако на этапе рассмотрения вторых частей заявок комиссией государственного заказчика установлено, что указанное общество не включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме N 0122100013519000022 в соответствии с частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием представленной участником закупки информации установленным требованиям, АО "Лаборатория Программных Решений" признано не соответствующим участником закупки.
Не согласившись действиями заявителя, посчитав, что его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки АО "Лаборатория Программных Решений" на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, последнее обратилось с жалобой на действия заявителя в ФАС России.
По результатам рассмотрения жалобы 14 ноября 2019 года ФАС России было вынесено решение по делу N 19/44/105/3030, которым жалоба ООО "Лаборатория программных решений" признана обоснованной, в действиях Аукционной комиссии заказчика признано нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, материалы дела от 14.11.2019 N 19/44/105/3030 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Также на основании указанного решения ФАС России Заявителю выдано Предписание от 14 ноября 2019 года по делу N 19/44/105/3030 об устранении нарушения.
Не согласившись с вынесенными Заинтересованным лицом решением и предписанием, посчитав их нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает законность своих действий при осуществлении закупки.
При этом заявитель указывает на то, что основанием для отклонения комиссией заказчика второй части заявки участника АО "Лаборатория Программных Решений" явилось наличие в предоставленных документах, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а именно: участником аукциона представленная декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства является недостоверной, так как на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (подписания протокола) информация об участнике отсутствует в едином реестре субъектов малого предпринимательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях суд соглашается с позицией антимонопольного органа и при этом исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению обращений, содержащих информацию о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и проведению внеплановых проверок.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Лаборатория программных решений" на действия аукционной комиссии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Аукционная комиссия) при проведении Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание организационных услуг для нужд Минвостокразвития России в 2020 - 2021 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.rufaariee - ЕИС) 0122100013519000022 (далее - Аукцион).
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России 14.11.2019 вынесено решение по делу N 19/44/105/3030 (далее - Решение), согласно которому жалоба ООО "Лаборатория программных решений" признана обоснованной.
Заявителю, Оператору электронной площадки выдано обязательное для исполнения предписание ФАС России от 14.11.2019 по делу N 19/44/105/3030 направленное на устранение выявленных нарушений.
Таким образом, ФАС России при принятии оспариваемого Решения и Предписания выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в. электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.11.2019 N 01221 ООО 13 519000022-3-1 (далее - Протокол) заявка третьего лица признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе на основании следующего: "Участник предоставил недостоверную информацию о своей принадлежности к субъектам МСП (сведения об участнике аукциона отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено ограничение в отношении участников электронного аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Исходя из материалов настоящего дела ФАС России установила, что в составе заявки Заявителем представлена, в том числе декларация о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
При этом Заявителем, при рассмотрении Аукционной комиссией заявки ООО "Лаборатория программных решений" установлено отсутствие сведений о ООО "Лаборатория программных решений" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем по мнению Заявителя ООО "Лаборатория программных решений" не является субъектом малого предпринимательства, а представленная им информация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства является недостоверной.
Вместе с тем, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
На основании изложенного, а также учитывая, что представителями Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, позволяющих Комиссии ФАС России прийти к выводу о том, что Заявителем в составе заявки представлена недостоверная информация в отношении принадлежности Заявителя к субъектам малого предпринимательства, Комиссия ФАС России пришла к обоснованному выводу о том, что действия Аукционной комиссии, признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной систем, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в силу указанных положений Закона о контрактной системе добросовестность лица, подавшего заявку, и достоверность задекларированных им сведений предполагаются, а в случае, декларирования участником аукциона недостоверных сведений Закон о контрактной системе предоставляет заказчику право отказаться от заключения контракта.
Исходя из выше указанных обстоятельств, суд считает довод Заявителя об отсутствии в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе ФАС России считает необоснованным, поскольку факт нарушения заявителем части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе подтвержден материалами дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и позиции сторон суд считает, что требования не могут быть удовлетворены, так как заявителем не доказано несоответствие оспариваемых решения и предписания ФАС России требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми решением и предписанием ФАС России.
Судом проверены все доводы заявителя, однако отклонены как необоснованные, поскольку они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения требований.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав заявителя оспариваемыми решением и предписанием в контексте ч. 1 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ - оставить без удовлетворения.
Проверено на соответствие Действующему законодательству РФ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
А.В. Полукаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 марта 2020 г. N А40-309167/19-154-2502
Текст решения опубликован не был