Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Горбачевой О.В.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Кореповой В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Сергеева В.Д. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "Лидер-Строй": Батурицкого М.Ф. (доверенность от 15.04.2020 N 1),
ПАО "Туполев": Потапова С.Н. (доверенность от 09.04.2020 б/н),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" от 13.04.2020 N 04 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" (далее - Заявитель) от 13.04.2020 N 04 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК "Ростех" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурс, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 05.03.2020;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 371 339 250 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 23.03.2020;
4. Дата подведения итогов Конкурса - 06.04.2020;
5. Заказчиком 10.04.2020 принято решение об отказе от проведения Конкурса.
В целях изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 16.04.2020 до 23.04.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от проведения Конкурса.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения закупки только до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2020 N 24-06-06/21324 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимо силы.
При этом согласно подпункту 3 пункта 5 письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона о закупках при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы.
Пунктом 4.17 Документации установлено, что решение об отмене закупки может быть принято после наступления времени и даты окончания срока подачи заявок и до заключения договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, уведомлением от 10.04.2020 б/н Заказчик отказался от дальнейшего проведения Конкурса.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанное решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Конкурса обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что возникновение обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, повлияло на целесообразность закупки, а также не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между указанными обстоятельствами непреодолимой силы с невозможностью дальнейшего проведения Конкурса, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные обстоятельства являются обстоятельствами непреодолимый силы, не позволяющими Заказчику осуществить дальнейшее проведения Конкурса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер-Строй" (ИНН: 6213009640, ОГРН: 1106215000946) от 13.04.2020 N 04 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" (ИНН: 7705313252, ОГРН: 1027739263056) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052) обоснованной.
2. Признать в действиях ПАО "Туполев" нарушение части 5 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ПАО "Туполев" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 23.04.2020 N 223ФЗ-290/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Р.В. Семенов |
Члены Комиссии |
О.В. Горбачева |
|
В.В. Корепова |
|
В.Д. Сергеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2020 г. N 223ФЗ-290/20 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был