Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 03-01-11/35498
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение генерального директора компании ООО, поступившее по информационным сетям общего пользования, (далее - обращение 1), а также обращение компании ООО (далее - обращение 2), по вопросу поддержки деятельности малого и среднего бизнеса в сегменте массовых мероприятий, туризма и развлечений, и в рамках компетенции сообщает следующее.
По обращению 1.
По вопросу 1.
В части предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу отмечаем, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог - к местным налогам. Средства от уплаты указанных налогов являются существенными доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
В связи с этим законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории. К таким полномочиям отнесены, прежде всего, полномочия по установлению налоговых льгот, дифференциации налоговых ставок (с правом установления нулевых налоговых ставок), установлению и изменению сроков уплаты налогов.
Учитывая изложенное, вопросы об освобождении от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, а также о снижении ставок по налогу на имущество организаций могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне без внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).
Одновременно сообщаем, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано предоставить юридическим лицам - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за период, на который предоставлена отсрочка.
По вопросу 2.
При принятии решения о введении новых механизмов (расширении действующих механизмов) налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности уже существующих налоговых льгот. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
Учитывая изложенное, а также то, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а распространение мер поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, на широкий круг налогоплательщиков, приведет к существенному снижению поступлений сумм налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, реализация указанного предложения, без определения соответствующих источников компенсации выпадающих доходов не может быть поддержана.
По вопросу 3.
Одной из мер по поддержке бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, является решение по снижению в 2 раза для субъектов малого и среднего предпринимательства тарифов страховых взносов с 30 до 15 процентов сверх сумм выплат работникам, превышающим минимальный размер оплаты труда. Дополнительные меры государственной поддержки, по мнению Минфина России, не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об уменьшении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов для всех категорий плательщиков должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств бюджетов которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а распространение мер поддержки на иные категории плательщиков страховых взносов приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, такие предложения не могут быть поддержаны.
По обращению 2.
1. В обращении предлагается предоставить отсрочку по представлению налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогу на прибыль организаций и увеличить сроки на подготовку отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 570 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409" (далее - постановление N 409) предусмотрено в случаях, указанных в пункте 1 постановления N 409, продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", и включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, указанное предложение реализовано.
2. В обращении предлагается предоставить налоговые каникулы по налогу на прибыль (единому налогу для компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения), выражающиеся в отмене обязательств по уплате налога на прибыль за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
На основании пункта 2 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
3. В обращении предлагается снизить ставки НДС до 10 процентов на доходы, полученные в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении отдельных социально значимых товаров, в том числе продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей и некоторых других товаров и услуг социального характера.
Принятие предложения о расширении перечня товаров (услуг), в отношении которых будет применяться пониженная ставка НДС, приведет к потерям доходов федерального бюджета, поскольку при реализации таких товаров (услуг) может возникать отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при их реализации, и суммами налога, предъявленными поставщиками товаров (работ, услуг), которая подлежит возмещению из федерального бюджета в порядке, предусмотренном статьями 176 и 176.1 Кодекса.
Кроме того, принятие предложения, предусматривающего снижение ставки НДС для предприятий в сфере организации массовых мероприятий, туризма и развлечений создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других сфер экономики, что приведет к дополнительным потерям федерального бюджета и ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
4. В обращении предлагается освободить от уплаты налогов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, обозначенных в статье 34 Кодекса на период с 01.03.2020 по 31.05.2020.
Одной из мер по поддержке бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, является решение по снижению в 2 раза для субъектов малого и среднего предпринимательства тарифов страховых взносов с 30 до 15 процентов сверх сумм выплат работникам, превышающим минимальный размер оплаты труда. Дополнительные меры государственной поддержки, по мнению Минфина России, не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об уменьшении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов для всех категорий плательщиков должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств бюджетов которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а распространение мер поддержки на иные категории плательщиков страховых взносов приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, такие предложения не могут быть поддержаны.
5. В обращении предлагается освободить сотрудников от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) на период с 01.03.2020 по 30.06.2020 года.
В случае реализации предложения о снижении налоговой ставки по НДФЛ необходимо учитывать, что суммы НДФЛ в полном объеме поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из которых, в частности, финансируются программы социальной поддержки.
Кроме того, реализация данного предложения приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и может создать риски для выполнения государственных обязательств, в том числе по социальным выплатам.
Обращаем внимание, что при принятии решения о введении новых механизмов (расширении действующих механизмов) налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности уже существующих налоговых льгот. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
Учитывая изложенное, а также то, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а реализация предложения приведет к существенному снижению поступлений сумм налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предложение об освобождении сотрудников от уплаты НДФЛ, без определения соответствующих источников компенсации выпадающих доходов не может быть поддержано.
Заместитель директора Департамента налоговой политики |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел обращение по вопросу поддержки деятельности малого и среднего бизнеса в сегменте массовых мероприятий, туризма и развлечений.
Вопросы об освобождении от налога на имущество организаций и земельного налога, а также о снижении ставок могут быть урегулированы на региональном (местном) уровне без изменения НК.
Правительство рекомендовало регионам и муниципалитетам предоставить юрлицам, предоставившим отсрочку по арендной плате, меры поддержки по налогу на имущество и земельному налогу за период, на который предоставлена отсрочка.
Минфин не поддержал предложения о введении новых (расширении действующих) механизмов налогового стимулирования, о снижении ставки НДС до 10%, об освобождении от НДФЛ на период борьбы с коронавирусом.
Для субъектов МСП в 2 раза снижены тарифы страховых взносов сверх сумм выплат работникам, превышающих МРОТ.
Для субъектов МСП, наиболее пострадавших от коронавируса, продлены сроки представления налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений.
Для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки по УСН субъектам малого бизнеса следует обращаться к региональным властям.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 03-01-11/35498
Текст письма опубликован не был