Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурсной комиссией Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках основного мероприятия "Информационное обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" по теме: "Выполнение работ по развитию (созданию новой версии) государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008620000023) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки по показателю "Качество Работ" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), показателя "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 3) Критерия N 2.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.04.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 44 531 565,75 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 139041215Д0390019242;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2020.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе следующий:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 50%, коэффициент значимости 0,5;
3) Критерий N 2 - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2.
Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен Показатель N 1 Критерия N 1.
В соответствии с Конкурсной документацией Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценке подлежат предложения о качестве услуг участников закупки. Количество баллов, присваиваемых заявке по Показатель N 1 Критерий N 1 определяются в соответствии с шкалой:
"1. Обзор состояния проблемы (анализ современного научно-технического задела в данной области в Российской Федерации и за рубежом). Предоставление участником открытого конкурса в электронной форме обзора состояния проблемы в соответствии с объектом закупки (анализа современного научно-технического задела в данной области в Российской Федерации и за рубежом). За предоставление указанной информации присваивается 10 баллов;
2. Предлагаемые пути и методы достижения цели и решения задач объекта закупки, степень проработанности предложенных технических решений. Предоставление участником открытого конкурса в электронной форме описания путей и методов достижения цели и решения задач объекта закупки: за предоставление описания путей и методов достижения цели и решения задач закупки с проработкой участником открытого конкурса в электронной форме технических решений по выполнению всех пунктов Технического задания присваивается 75 баллов, за предоставление описания путей и методов достижения цели и решения задач объекта закупки с проработкой участником открытого конкурса в электронной форме технических решений по выполнению части пунктов Технического задания присваивается 50 баллов, за предоставление описания путей и методов достижения цели и решения задач объекта закупки присваивается 25 баллов, в случае предоставления информации в виде скопированного технического задания или представление согласия выполнить работы в соответствии с техническими требованиями, в том числе в виде указания на то, что поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, присваивается 0 баллов;
3. Дополнительные предложения, направленные на безусловное достижение цели объекта закупки и улучшение качества технической продукции, в пределах предлагаемой участником открытого конкурса в электронной форме цены контракта. Предоставление участником открытого конкурса в электронной форме конкретных дополнительных предложений с детальным обоснованием их необходимости и путями реализации в рамках проведения работ, направленных на безусловное достижение цели объекта закупки и улучшение качества технической продукции, в пределах предложенной участником открытого конкурса в электронной форме цены контракта: 1 предложение - 5 баллов, но не более 15 баллов в сумме. В случае предоставления участником открытого конкурса в электронной форме дополнительных предложений без путей их реализации присваивается 0 баллов".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что исходя из вышеуказанного порядка оценки не предоставляется возможным определить, по каким пунктам технического задания Конкурсной документации необходимо предоставить участникам Конкурса описание путей и методов достижения цели и решения задач объекта закупки, а также в Конкурсной документации не раскрыты такие понятия как "безусловные достижение цели объекта закупки" и "детальное обоснование" и др., в связи с чем порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен Показатель N 2 Критерия N 2, Показатель N 3 Критерия N 2.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 2 содержит Показатель N 2, в рамках которого "оценке подлежит опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2011.
Выполненной работой сопоставимого характера и объема считается успешно выполненные работы в сфере информационных технологий, в частности выполненные работы по разработке или доработке и сопровождению информационных систем с ценой контракта (гражданско-правового договора) не менее 70% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником открытого конкурса в электронной форме контракта (гражданско-правового договора) без применения к такому участнику (участнику открытого конкурса в электронной форме) неустоек (штрафов, пеней).
Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема служит предоставление копий исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров) включая все листы и приложения к ним, а также копий актов приемки выполненных работ/оказанных услуг, подтверждающих их исполнение".
Согласно Конкурсной документации Критерий N 2 содержит Показатель N 2, в рамках которого оценке подлежит "информация о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника открытого конкурса в электронной форме, а именно сведения о наличие трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) с высшим образованием в сфере информационных технологий, предлагаемых для выполнения работ. Подтверждением наличия трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) с высшим образованием в сфере информационных технологий, предлагаемых для выполнения работ, служит представление следующих документов:
- копий трудовых книжек (включая все листы трудовой книжки) или копий документов, подтверждающих наличие договорных отношений с привлекаемыми к исполнению контракта трудовыми ресурсами (руководителями и ключевыми специалистами), с отметкой "Работает по настоящее время";
- копии документов, подтверждающие высшее образование в сфере информационных технологий.
При оценке по данному показателю информация о квалификации и опыте трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) засчитывается при условии предоставления в качестве подтверждения всех вышеперечисленных документов в отношении каждого руководителя или ключевого специалиста. В случае отсутствия хотя бы одного из вышеперечисленных документов либо представления документов, не соответствующих установленным настоящей конкурсной документацией требованиям, информация не засчитывается в отношении тех руководителей и ключевых специалистов, по которым не представлены подтверждающие документы либо представлены документы, не соответствующие установленным требованиям".
При этом на заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 2, поскольку из указанного порядка оценки не представляется возможным определить, за какой период будут учитываться при присвоении баллов участникам закупки копии контрактов, а именно заключенные с 01.11.2011 или исполненные на указанную дату.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 2 установлен в Конкурсной документации с учетом потребностей Заказчика, а также не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. При этом при оценке заявок участникам Конкурса учитываются копии контрактов, заключенные с 01.11.2011.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 25.05.2020 по делу N 20/44/105/946 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2020 г. N 20/44/105/946 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был