Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу ООО "НЦИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматизированных рабочих мест для медицинских организаций Республики Башкортостан (национальный проект "Здравоохранение") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0101500000320000654) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование, регламентируемое Постановлением N 878), установленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), а также неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не применен запрет в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и размещено ненадлежащее обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование, регламентируемое Постановлением N 1236);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 1236 следует читать как "от 16.11.2015"
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к товару, подлежащему поставке в рамках исполнения государственного контракта;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, которым в совокупности соответствует продукция только одного производителя;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом, в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 22.05.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.05.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 20.04.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 569 182 200 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - 8540909248N751140242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.05.2020;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 20.05.2020;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 5 участников Аукциона, заявки которых признаны соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "Гуд АйТи" с минимальным предложением о цене государственного контракта в размере 489 491 686 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлено Обоснование, регламентируемое Постановлением N 878, а также неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, поскольку в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке. В связи с чем Заказчиком размещено в ЕИС в составе документации об Аукционе Обоснование, регламентированное Постановлением N 878.
Пунктом 2 указанного Обоснования установлено, что в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.
Вместе с тем, указанное Обоснование составлено ненадлежащим образом, так как не содержит в себе сведения, установленные пунктом 3 Порядка.
При этом на заседание Комиссии Заказчиком предоставлено надлежащее Обоснование, содержащее указанные требования.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших надлежащее Обоснование в ЕИС, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком на комиссию предоставлено надлежащее Обоснование и все заявки, поданные на участие в Аукционе, признаны соответствующими положениям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не применен запрет в соответствии Постановлением N 1236 и размещено ненадлежащее Обоснование, регламентируемое Постановлением N 1236.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест, включающих в себя предустановленное программное обеспечение.
Пунктом 39 технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "Наличие операционной системы. Предустановленная бессрочная лицензия Microsoft Windows 10 Профессиональная, 64-разрядная, русифицированная версия".
Также, Заказчиком, Уполномоченным органом размещено Обоснование, регламентированное Постановлением N 1236, согласно которому программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанное требование не противоречит Закону о контрактной системе и установлены в связи с потребностью Заказчика..
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к товару, подлежащему поставке в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка автоматизированных рабочих мест, которые, исходя из установленных требований, включают в себя, в том числе товар "Системный блок" ОКПД 26.20.15.000, который предусмотрен позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно вышеуказанному КТРУ характеристиками товара являются "Объем HDD", "Объем SSD", "Объем SSHD", "Объем оперативной памяти", "Тип накопителя".
Вместе с тем, пунктами 1-39 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Базовая тактовая частота процессора", "Максимальная, поддерживаемая частота оперативной памяти", а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанные характеристики установлены исходя из потребности Заказчика, а документация об Аукционе содержит обоснование необходимости применения указанных характеристик, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Монитор", которым в совокупности соответствует продукция только одного производителя "Dell".
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Комиссией установлено, что пунктами 40-61 технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Монитор".
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу, что в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, в том числе свидетельствующих о соответствии совокупности требований к продукции единственного производителя "Dell".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подано 8 заявок участников, содержащих, в том числе, продукцию иных производителей, которые признаны Заказчиком соответствующими документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что разъяснение положений документации об Аукционе от 12.05.2020 N РД11, размещенное в ЕИС, содержит, в том числе, следующий ответ Заказчика: "размещенная на официальном сайте миац-рб.рф (сайт стороннего учреждения не являющегося Заказчиком) информация не является и не может являться источником для формирования потребностей Заказчика".
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что потребность заказчика в характеристиках закупаемого товара изложена в техническом задании документации об Аукционе, при этом, указанные разъяснения положений документации не противоречат положениям документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 1 части 15 Закона о контрактной системе" имеется в виду "пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе"
решила:
1. Признать жалобу ООО "НЦИ" обоснованной в части установления ненадлежащего обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 25.05.2020 по делу N 20/44/105/957 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2020 г. N 20/44/105/957 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был