Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 мая 2020 г. N 03-01-10/39252
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики в связи с письмом рассмотрел обращение и по вопросам своей компетенции сообщает следующее.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и, в части реализации положений указанного закона, приняты постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном интернет-сайте Правительства Российской Федерации в разделе "COVID-19. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН И ЭКОНОМИКИ".
Кроме того, в рамках совещания у Президента Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны, состоявшегося 11.05.2020, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить:
списание сумм налогов (за исключением налога на добавленную стоимость) и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2-ой квартал 2020 года для индивидуальных предпринимателей и организаций, относящихся к числу малых и средних из перечня наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции сфер деятельности, а также социально ориентированных некоммерческих организаций;
предоставление индивидуальным предпринимателям, которые заняты в наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции сферах деятельности налогового вычета в размере одного минимального размера оплаты труда в отношении страховых взносов.
В отношении иных предлагаемых мер в части налоговой сферы сообщается.
1. По вопросу предоставления рассрочки по оплате налога на добавленную стоимость за 1-4 кварталы 2020 года на 2021 год, а также применения к налогу на добавленную стоимость за 1-2 кварталы 2020 года, подлежащего оплате в бюджет, коэффициента 0,5.
Учитывая, что налог на добавленную стоимость является важнейшим источником доходов федерального бюджета (поступления от налога на добавленную стоимость в 2019 году составили около 34 процентов от всех налоговых доходов федерального бюджета), уменьшение поступлений налога на добавленную стоимость может привести к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку бизнеса в целях устойчивого развития экономики Российской Федерации.
В связи с этим предложение не поддерживается.
2. В отношении введения коэффициента 0,5 при расчете налога на имущество организаций и земельного налога.
При принятии решения о введении новых механизмов налогового стимулирования (расширении действующих механизмов) необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности уже существующих налоговых льгот. Без проведения соответствующего анализа последствий предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
Аналогичные мероприятия по отмене отдельных федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам предусмотрены Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Вместе с тем законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы соответственно по налогу на имущество организаций и земельному налогу, дифференцировать налоговые ставки (с правом установления нулевых налоговых ставок).
Учитывая это, вопросы снижения региональных и местных налогов (освобождение от их уплаты) для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть в полной мере урегулированы на региональном (местном) уровне.
3. Касательно предложения о внесении изменений в Кодекс в части учета компаниями в сфере ритейла и управления коммерческой недвижимостью для целей налогообложения прибыли организаций только реализованных курсовых разниц.
В представленных материалах не содержится экономического обоснования предлагаемого мероприятия, которое имеет прецедентный характер.
Вместе с тем отражение как реализованных, так и нереализованных курсовых разниц в налоговом учете в рамках признания доходов и расходов по методу начисления является оправданным, учитывая то, что переоценка обязательств (требований) и имущества в виде валютных ценностей показывает их реальную стоимость в рублях на соответствующий момент времени.
Кроме того, данный подход продиктован международной практикой налогообложения.
В этой связи данное предложение не поддерживается.
4. Касательно предложения о применении компаниями в сфере ритейла и управления коммерческой недвижимостью к налогу на прибыль организаций, подлежащему уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год, коэффициента 0,5.
Основная часть налога на прибыль организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, соответственно реализация данного предложения приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и необходимости их компенсации из федерального бюджета, у которого также будут выпадающие доходы в части налога на прибыль организаций.
Кроме того, реализация данного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в других секторах экономики, что в конечном итоге приведет к дополнительным потерям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств как Российской Федерации, так субъектов Российской Федерации.
В связи с этим указанное предложение не поддерживается.
5. В части страховых взносов.
Одновременно считаем, что дополнительные меры государственной поддержки не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об уменьшении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов для всех категорий плательщиков должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования снижающихся доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, рассматриваемые предложение о снижении до 15% тарифов страховых взносов для плательщиков, не относящихся к МСП, не поддерживается.
Также отмечаем, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - собственников объектов недвижимости, предоставивших отсрочку по платежам по договорам аренды объектов недвижимого имущества, предусмотрены меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога, арендной платы за землю по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, какие меры поддержки развития экономики в связи с распространением коронавируса предприняты и планируются к реализации.
Вместе с тем Минфин не поддержал предложения:
- о предоставлении рассрочки по оплате НДС, а также о применении к НДС за I-II кварталы 2020 г. коэффициента 0,5;
- об учете компаниями в сфере ритейла и управления коммерческой недвижимостью для целей налогообложения прибыли только реализованных курсовых разниц, о применении понижающего коэффициента при расчете налога на прибыль;
- о снижении до 15% тарифов страховых взносов для плательщиков, не относящихся к МСП.
Вопросы снижения региональных и местных налогов (освобождения от их уплаты) для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть в полной мере урегулированы на региональном и местном уровне.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 мая 2020 г. N 03-01-10/39252
Текст письма опубликован не был