Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам применения норм валютного законодательства, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 173-ФЗ резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 указанной статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.
При этом необходимо учитывать, что Правила осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 N 964, определяют порядок осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, деятельности по перестрахованию, а также по обеспечению исполнения обязательств иностранных контрагентов при экспорте российских товаров (работ, услуг) и осуществлении инвестиций за пределами Российской Федерации только для акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций".
Таким образом, обеспечение организацией в рамках договора страхования, отвечающего установленным в части 4 статьи 19 Закона N 173-ФЗ условиям, получения на свои банковские счета страховой выплаты по неисполненным обязательствам нерезидента от страховой организации, имеющей лицензию на осуществление добровольного имущественного страхования и представившей в Банк России соответствующие правила страхования, не будет являться исполнением обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Вместе с тем необходимо отметить, что Минфином России на рассмотрение в Правительство Российской Федерации внесен согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий внесение соответствующих изменений в часть 4 статьи 19 Закона N 173-ФЗ и часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Действительный государственный |
А.Л. Оверчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 мая 2016 г. N ОА-4-17/8894@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был