Письмо Минфина России от 29 апреля 2020 г. N 09-04-13/35550
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрело предложения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - предложения, Бюджетный кодекс, Федеральный закон N 44-ФЗ) и выражает благодарность за проявленную гражданскую инициативу.
Вместе с тем Минфин России считает возможным отметить следующее.
Предложениями предусмотрена возможность оплаты денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическому лицу, являющемуся приобретателем денежного обязательства на основании договора факторинга. Предложения направлены на обеспечение непрерывности финансирования обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов.
Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но права и обязанности получателей бюджетных средств при оплате такого договора, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации и соответствующем ему законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам.
Нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) уступка требования (цессия) и финансирование под уступку денежного требования по оплате денежного обязательства, возникающего из государственного (муниципального) контракта, не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Положениями пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Обязательства, не принятые к учету в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, не подлежат оплате (статья 219 Бюджетного кодекса).
Для постановки на учет бюджетных и денежных обязательств Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют в соответствии с установленным порядком контроль за непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, и соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов (пункт 5 статьи 219 Бюджетного кодекса).
При этом оплата осуществляется при постановке на учет денежного обязательства, информация о котором должна соответствовать поставленному на учет соответствующему бюджетному обязательству (абзац четвертый пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса).
Сформированная система учета и исполнения бюджетных обязательств соответствует принципу адресности и целевого использования бюджетных средств, определенного статьей 38 Бюджетного кодекса, и именно в этой связи накладывает на получателей средств из бюджета (в том числе исполнителей государственных контрактов) законодательно определенные обязанности, как например, обязательность включения в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе. При этом Федеральное казначейство осуществляет контроль операций на указанных счетах.
Правоотношения, основанные на договоре факторинга, в соответствии с пунктом 1 статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предполагают, что финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух из перечисленных в статье действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.
Сложившиеся на рынке модели факторинга предполагают сопровождение финансовым агентом крупных ритейлерских сетей, иных экономических агентов, имеющих широкие сети поставщиков (исполнителей). В указанных случаях экономический агент передает фактору полномочия по учету обязательств контрагентов, своевременному расчету с указанными контрагентами.
Для публично-правового образования указанный функционал выполняет Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). При этом полномочия Федерального казначейства в отношении сопровождения средств в рамках государственных контрактов включают не только учет поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и его соисполнителей.
Начиная с 2015 года федеральным законом о федеральном бюджете предусматриваются положения о казначейском сопровождении средств в рамках исполнения государственных контрактов, позволяющие определить фактическую себестоимость закупаемых по государственным контрактам товаров, работ, услуг через раскрытие и контроль структуры цены контракта (абзац четвертый части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ).
В этой связи для государственного контракта бюджетное законодательство Российской Федерации устанавливает обязательные для сторон правила, отличающие условия государственных контрактов от аналогичных договоров (например, по открытию поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и его соисполнителями лицевого счета в органах Федерального казначейства (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 380-ФЗ).
Контроль за использованием предоставленных из бюджета средств направлен на своевременное предотвращение бюджетных рисков публично-правовых образований, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственного контракта на любом его этапе (Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 1819).
Учитывая изложенное, предложение по возможности использования финансирования под уступку денежного требования по оплате обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов, не могут быть поддержаны Минфином России.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддержал предложения по возможности использования финансирования под уступку денежного требования по оплате обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов.
Письмо Минфина России от 29 апреля 2020 г. N 09-04-13/35550
Текст письма опубликован не был