Письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 09-07-10/28813
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о предоставлении субсидий государственным (муниципальным) учреждениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - обращение) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения - рекомендации граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявления - просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы - просьбы граждан о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Учитывая, что обращение не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, и содержит вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью государственного (муниципального) учреждения, по мнению Департамента, обращение может быть направлено в Министерство финансов Российской Федерации в случае оформления его на бланке данного учреждения и подписания уполномоченным лицом.
Вместе с тем Департамент считает возможным выразить мнение по поставленному в обращении вопросу.
Согласно нормам пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) государственное (муниципальное) задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) формируется и утверждается бюджетному и автономному учреждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения (далее - орган-учредитель, государственное (муниципальное) задание), в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами.
В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание формируется бюджетному и автономному учреждению при условии, что указанные услуги включены в общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, или региональный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ в случае, если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований) (далее - перечни услуг и работ).
Вышеуказанные перечни услуг и работ формируются и утверждаются в соответствии с нормативными правовыми актами, являющимися основанием для оказания государственных и муниципальных услуг физическим лицам и включения вышеуказанных услуг и работ в соответствующий перечень.
В целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям предоставляется субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренная абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) расходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг государственным (муниципальным) учреждениям положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с положениями статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ и статьи 4 Закона N 174-ФЗ оказание государственных (муниципальных) услуг, предусмотренных уставом учреждения и относящихся к основным видам его деятельности, сверх установленного государственного (муниципального) задания бюджетным и (или) автономным учреждением для граждан и юридических лиц за плату возможно на тех же условиях, как и оказание данных услуг в рамках государственного задания.
При этом Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) бюджетным и автономным учреждениям не запрещено заключать договоры (контракты) на оказание ими услуг (выполнение работ) посредством участия в конкурсных процедурах, если для реализации полномочий орган государственной власти (орган местного самоуправления) как получатель бюджетных средств в соответствии с положениями пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет закупки работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указанный федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В этой связи положениями статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что осуществление закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд основано на принципе обеспечения конкуренции между участниками закупок, стимулирует предложение на качественные товары, работы и услуги, позволяет государственным (муниципальным) заказчикам получать качественную продукцию и оказывает прямое влияние на исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному (муниципальному) контракту.
Субъект Российской Федерации (муниципальное образование) самостоятельно определяет способ реализации полномочий по организации отдыха и оздоровления детей - путем предоставления субсидий на финансовое обеспечение оказания услуг по организации отдыха и оздоровлению детей или путем заключения государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с положениями пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов анализа рынка соответствующих услуг (работ) и требований законодательства Российской Федерации к порядку оказания услуги.
Заместитель Директора Департамента |
Г.А. Селезнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям предоставляется субсидия из соответствующего бюджета.
Субсидии на расходы в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг государственным (муниципальным) учреждениям не предоставляются.
Регион (муниципалитет) самостоятельно определяет способ реализации полномочий по организации отдыха и оздоровления детей: путем предоставления субсидий на финансовое обеспечение оказания услуг по организации отдыха и оздоровлению детей или путем заключения государственных (муниципальных) контрактов.
Письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 09-07-10/28813
Текст письма опубликован не был