Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента семьи,
социальной и демографической
политики Брянской области
от 31.05.2020 N 226
Программа
подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Настоящая программа направлена для решения проблем, связанных с подготовкой граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Известно, что воспитание приемного ребенка требует особых, отличных от воспитания своих собственных детей навыков и компетенций. Люди, которые усыновляют или берут под опеку ребенка, оставшегося без попечения родителей, нередко сталкиваются с большим количеством различных проблем, связанных с особенностями его развития и поведения, и далеко не всегда оказываются готовыми к этому. Результатом становятся отказ от детей и возвращение их в детские дома, случаи неисполнения родительских обязанностей, жестокого обращения с приемным ребенком.
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная психолого-педагогическая подготовка потенциальных замещающих родителей к приему в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Программа используется для оценки психологической готовности и подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.
Цель программы: содействие развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством создания и реализации системы профессиональной подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Задачи программы:
- подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь гражданам, выразивших желание стать опекунами, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление граждан, выразивших желание стать опекунами с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- оценка психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью.
Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители.
1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; - о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- свои права и обязанности приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; - рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Содержание занятий по программе обязательно включает в себя следующие приоритетные направления: юридические вопросы защиты законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; медицинское, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.
Основными организационными направлениями деятельности по реализации программы являются:
информационно-методическое обеспечение слушателей специализированной информацией; диагностическое, направленное на изучение готовности граждан к принятию ребенка в семью;
образовательное, направленное на обучение кандидатов по программе; консультационное, направленное на индивидуальное консультирование слушателей по проблемам семейных отношений, развития и воспитания приемного ребенка.
Особенности реализации программы
Условия подготовки - подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, приемными родителями осуществляется на безвозмездной основе.
Период ожидания гражданами начала проведения подготовки не превышает тридцати календарных дней.
Программа реализуется в очной или (очно-заочной) форме, а также с использованием дистанционных методов подготовки при проведении в очно-заочной форме.
Время реализации программы - 80 академических часов, из них: лекции - 18 ч.; тренинги - 42 ч.; индивидуальные консультации - 20 ч (может варьироваться в зависимости о потребности группы).
Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, круглых столов, консультаций со специалистами в группе или индивидуально.
Занятия проводят специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, специалисты органов опеки и попечительства, юрист, врач - психиатр, лица, имеющие опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Слушатели получают на руки пакет информационно-методических и справочных материалов по вопросам, включенным в программу подготовки.
Итоговая аттестация по программе проводится в форме собеседования и завершается выдачей свидетельства о прохождении программы подготовки и заключения об оценке психологической готовности гражданина (и его семьи) к приему ребенка на воспитание в семью.
Учебно-тематический план
программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
N |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
лекции |
тренинги |
самоподг./инд. кон |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Раздел I. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
10,5 |
0,5 |
3 |
7 |
|
|
|
Психологическое обследование кандидатов и членов семьи (по желанию) |
7 |
|
|
7 |
структурированное интервью; заключение |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
3,5 |
0,5 |
3 |
|
|
|
Раздел II. приемного приемных родителей |
Представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации приемных |
4 |
|
3 |
1 |
|
Основные потребности развития приемного ребенка. Компетенции родителей (ценности, знания и умения) по воспитанию ребенка. |
4 |
|
3 |
1 |
|
|
Раздел III. Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Раздел IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
8 |
1 |
6 |
1 |
|
|
Виды жестокого обращения и его последствия для развития ребенка. Навыки ненасильственного общения в детско-родительских отношениях. |
4 |
|
4 |
|
|
|
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка. |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
|
Раздел V. Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения родителей (привязанности, особенности переживания горя формирование личной и семейной идентичности) |
8 |
1 |
6 |
1 |
|
|
Потребности в привязанности как основа благополучия ребенка. Типы нарушенной привязанности |
4 |
|
3 |
1 |
|
|
Горе и потери в жизни ребенка. Этапы переживания горя. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Раздел VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6 |
2 |
3 |
1 |
|
|
Этапы адаптационного периода, способы преодоления трудностей адаптации |
4 |
1 |
3 |
1 |
|
|
Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности, как сказать ребенку, что он усыновлен? |
2 |
1 |
|
|
|
|
Раздел VII. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
Формы "трудного" поведения приемного ребенка, их причины и способы работы с ними |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
Раздел VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в семье и в обществе. Способы безопасного поведения ребенка. |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Медицинские аспекты организации здорового образа жизни приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Раздел IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
|
Возрастные особенности психосексуального развития детей и подростков. Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
|
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
8,5 |
0,5 |
6 |
2 |
|
|
Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. |
4,5 |
0,5 |
3 |
1 |
|
|
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Систем внешней поддержки и семейные ресурсы |
4 |
|
3 |
1 |
|
|
Раздел XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
6 |
4 |
|
2 |
|
|
Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители. Порядок предоставления сведений о детях |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
Права и обязанности приемных родителей. Защита личных прав ребенка |
4 |
3 |
|
1 |
|
|
Раздел XII. Взаимодействие приемной с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
4 |
|
|
|
|
Важность взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства, с социальным окружением и родительским сообществом |
4 |
4 |
|
|
|
|
Раздел XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
6 |
|
2 |
4 |
|
|
Тема 19 |
Обсуждение результатов освоения курса, проведение самооценки кандидатов и выявление готовности к приему ребенка |
6 |
|
2 |
4 |
итоговая беседа, тестирование |
Итого |
|
80 |
18 |
42 |
20 |
|
Содержание занятий по темам
Раздел I. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители
Тема 1. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Принципы работы и требования, предъявляемые к кандидатам в замещающие родители.
Краткое описание курса: последовательность обучения, формы проведения занятий, используемые в процессе курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Процесс и этапы подготовки кандидатов в замещающие родители. Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в приёмные родители, осваивающих курс подготовки приёмных родителей (далее - участники тренинга), и членов их семьи. Содержание обучающе-психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга.
Структурированное интервью на тему "Готовность семьи принять ребёнка, оставшегося без попечения, родителей" проводится по завершении изучения темы 1 по желанию кандидатов в приёмные родители. В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребёнка).
Раздел II. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Тема 2. Основные потребности развития приемного ребенка. Компетенции родителей (ценности, знания и умения) по воспитанию ребенка
Цель. Подвести будущих родителей к осознанному выбору - стать приемным родителем. Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией. Форма проведения. Семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Оценка кандидатами в приёмные родители своей способности обеспечить потребности развития ребёнка с учётом условий жизни семьи (удалённость от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в приёмные родители по воспитанию ребёнка. Необходимость оценки кандидатами в приёмные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые кандидату в приёмные родители. Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией. Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья). Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Вопросы к теме:
1. Какие функции выполняет приемная семья?
2. С какими организациями сотрудничает приемная семья после приема ребенка?
3. Какой порядок контактов приемного ребенка с родителями и родственниками?
Раздел III. Этапы развития ребенка
Тема 3. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка
Цель. Развитие психологической компетентности потенциальных принимающих родителей в сфере знаний о возрастных закономерностях развития детей. Форма занятия. Лекционно-семинарское занятие с элементами интерактивных форм групповой работы
Содержание. Психическое развитие ребёнка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребёнка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребёнка.
Основные сферы развития ребёнка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребёнка. Схема психического развития человека, основные критические периоды взросления. Характеристика основных этапов развития личности ребенка.
Основные психологические задачи и новообразования возраста. Роль взрослого на каждом возрастном этапе развития ребенка. Что такое возрастной кризис. Характеристика кризиса по Л.С. Выготскому. Возможные осложнения в протекании кризиса. Формирование привязанности ребенка к взрослому, как главная задача младенчества. Активное познание окружающего мира в раннем детстве. Проблемы речевого развития в период раннего детства. Индивидуальные особенности (темперамент) ребенка и их учет в построении взаимодействия. Адаптация к детскому саду. Кризис 3-х лет. Типы неправильного воспитания (по А.И. Захарову). Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Детский эгоцентризм. Формирование самооценки ребенка. Кризис 7-ми лет и готовность к обучению в школе. Трудности первоклассника. Учебная деятельность и общение в жизни младшего школьника. Подростковый кризис. Жизненные задачи подростка. Характеристики кризиса. Взросление приемного ребенка. Проблемы наследственности. Основы родительской помощи подростку. Учет особенностей детей каждого возрастного периода при принятии решения о выборе ребенка желаемого возраста.
Вопросы к теме:
1. Выделите основные критические периоды взросления ребенка.
2. Определите основные психологические задачи каждого возрастного этапа.
3. Раскройте роль взрослого на каждом возрастном этапе развития ребенка.
4. Определите характер родительской помощи ребенку, переживающему возрастной кризис.
Раздел IV. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
Тема 4. Виды жестокого обращения и его последствия для развития ребенка. Навыки ненасильственного общения в детско-родительских отношениях
Цель. Формирование и развитие навыков ненасильственного общения у потенциальных принимающих родителей как профилактика жестокого обращения с детьми. Форма занятия. Семинарское занятие с элементами интерактивных форм групповой работы.
Содержание. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребёнка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребёнка.
Причины, вызывающие применение насилия по отношению к детям со стороны взрослых. Реакции детей и подростков на насильственное общение. Коммуникативная компетентность родителей. Технологии ненасильственного общения. Создание психологически-безопасной, комфортной и эффективной развивающей среды для ребенка в замещающей семье. Анализ проблемных ситуаций в детско-родительских отношениях.
Сексуальное насилие: снижение рисков и раннее обнаружение. Формирование адекватных полоролевых и семейных установок приемного ребенка в замещающей семье. Проблемы различия вариаций и отклонений психосексуального развития. Психологические травмы и связанные с ними нарушения процесса психосексуального развития вследствие сексуального злоупотребления ребенком со стороны взрослых. Индикаторы сексуального и физического насилия над ребенком.
Стили семейного воспитания.
Авторитарный стиль семейного воспитания.
Либерально - попустительский стиль семейного воспитания.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания.
Отчужденный стиль семейного воспитания.
Хаотический стиль семейного воспитания.
Демократический стиль семейного воспитания.
Как и почему возникают конфликты между родителями и детьми. Неконструктивные способы разрешения конфликтов "Выигрывает только один". Конструктивный способ разрешения конфликтов "Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок". Два навыка общения: активное слушание и "Я - сообщение". Пять этапов конструктивного способа разрешения конфликта.
Вопросы к теме: 1. Что такое психическое насилие?
2. Какие действия взрослых можно квалифицировать как пренебрежение нуждами ребенка?
3. Каковы принципы ненасильственного общения?
4. Какие методы разрешения проблемных ситуаций в общении с детьми вы знаете?
Тема 5. Диспропорции ребенка, оставшегося без попечения родителей. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка
Цель. Изучить особенности формирования феномена привязанности у детей-сирот. Получить общие представления об основных видах нарушений в психическом и физическом развитии детей. При изучении данной темы важно уяснить особенности воспитания детей с отклонениями в развитии. Необходимо обратить внимание на современную систему помощи детям-инвалидам. Форма занятия. Лекционно-семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребёнка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Дети с психофизическими нарушениями, дети с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) - это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врождёнными или приобретёнными дефектами и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Общие особенности детей - социальных сирот. Остаточные явления ранней резидуально-органической церебральной недостаточности. Алкогольный синдром. Патологические черты характера. Депрессивное состояние. Задержка психического развития. Умственная отсталость. Нарушение речи. Гиперактивные дети. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. Фрагментарность как специфика посттравматического сознания. Семья как основной источник психологического благополучия ребёнка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приёмные родители своей возможности воспитывать ребёнка, пережившего жестокое обращение.
Вопросы к теме:
1. Назовите причины возникновения нарушений в развитии.
2. Опишите проявления основных нарушений развития.
3. Раскройте сущность понятий: "социальная адаптация и реабилитация детей с отклонениями в развитии", "компенсация и коррекция аномального развития".
4. Дайте характеристику особенностей воспитания детей с нарушениями в развитии.
Раздел V. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
Тема 6. Потребность в привязанности как основа благополучия ребенка. Типы нарушенной привязанности
Цель. Познакомить потенциальных родителей с проявлениями нарушенной привязанности, а также об уровнях формирования привязанности с приемным ребенком. Форма занятия. Семинарское занятие с элементами интерактивных форм групповой работы Содержание. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных, с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы нарушенной привязанности (понятия "негативная (невротическая) привязанность", "амбивалентная привязанность", "избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность"). Поведение ребенка в зависимости от модели привязанности. Уровни формирования привязанности: сенсорный, эмоциональный, когнитивный. Пути формирования привязанности. Критерии сформированности привязанности.
Тема 7. Горе и потери в жизни ребенка. Этапы переживания горя
Цель. Познакомить потенциальных родителей с психологическими особенностями переживания ребенком горя и основными направлениями помощи.
Форма занятия. Семинарское занятие с элементами интерактивных форм групповой работы
Содержание. Влияние прошлого опыта ребенка на жизнь в приемной семье. Понятие "горе и потеря" в жизни ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Категории и типы потерь и разлук. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребёнком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Чувства детей, переживших потерю близких людей. Поддержка ребенка и поведение родителя на каждом этапе переживания горя ребенком. Правильная реакция родителей на травматическое поведение ребенка на разных возрастных этапах. Последствия вторичного отказа от ребенка приемными родителями.
Вопросы к разделу:
1. Назовите причины возникновения нарушений в формировании привязанности.
2. Опишите проявления нарушенной привязанности в поведении ребенка.
3. Дайте характеристику основных этапов переживания горя ребенком.
4. Назовите основные пути помощи ребенку.
Раздел VI. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Тема 8. Этапы адаптационного периода, способы преодоления трудностей адаптации
Цель. Сформировать понимание у потенциальных принимающих родителей о закономерностях адаптации приемного ребенка, о сложностях, которые могут возникнуть в период адаптации приёмной семьи и ребёнка и как можно справиться с возникающими в этот период трудностями.
Форма занятия. Семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приёмные родители в связи с появлением в семье приёмного ребенка. Особенности ожиданий приёмных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приёмного ребёнка.
Типичные ошибки воспитания в приёмной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приёмного ребёнка. Различия в управлении поведением ребёнка, выросшего в семье, и ребёнка, помещённого в приёмную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приёмными и родными детьми.
Приёмы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей.
Техники эмоциональной саморегуляции. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребёнка в первый год: его проживания в приёмной семье. Чувства и переживания ребёнка, приходящего в семью.
Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи приёмной семьи в процессе адаптаций семьи и ребёнка (перераспределение ролей, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, знакомство ребёнка с правилами и традициями приёмной семьи, организация быта, учёбы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Тема 9. Тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Как сказать ребенку, что он усыновлен
Цель. Информирование потенциальных родителей о влиянии семейной тайны на внутрисемейные отношения и личностное развитие усыновленного ребенка.
Форма занятия. Семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Необходимость сохранения тайны усыновления. Её реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребёнку, что он приемный. Последствия тайны усыновления для ребенка. Изменение семейной системы после помещения ребёнка в семью и прохождения ребёнком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений. Понятие о методике "Книга жизни ребёнка" и её составление приёмными родителями (методика, позволяющая ребёнку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать своё место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приёмным родителям в составлении "Книги жизни ребёнка". Отношение приемной семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья). "Прощание" с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и пр.).
Вопросы к разделу:
1. От чего зависит успешность вхождения ребёнка в приёмную семью?
2. Каких основных правил стоит придерживаться при выстраивании отношений с ребёнком в период адаптации?
3. Перечислите основные стадии периода адаптации и завершения воспитания ребенка, их особенности.
4. Обоснуйте необходимость знания ребенком своего прошлого.
Раздел VII. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
Тема 10. Формы "трудного" поведения приемного ребенка, их причины и способы работы с ними
Цель. Сформировать навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Форма проведения. Интерактивная беседа, тренинг.
Содержание. Формы "трудного" поведения приёмного ребёнка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избежание близких отношений, амбивалентное поведение, аддитивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребёнка. Эффективность и приемлемость наказаний ребёнка. Критерии оценки методов воспитания ребёнка. Формирование моральных норм у ребёнка. Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм. Понимание приёмными родителями, каким образом у ребёнка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приёмными родителями, как их собственный опыт влияет, на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения, могут помочь специалисты.
Вопросы к теме:
1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка.
2. Методы воспитания приемного ребенка с "трудным" поведением.
3. Технологии конструктивного воздействия на девиантное поведение ребенка.
Раздел VIII. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Тема 11. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе. Способы безопасного поведения ребенка
Цель. Сформировать понимание особенностей безопасной и развивающей среды, обучить основным правилам организации безопасных условий для ребенка, познакомить с основными принципами домашней развивающей среды.
Форма проведения Лекционно-семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Создание безопасных условий для воспитания ребёнка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребёнка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребёнком в приёмной семье. Общее понятие развивающей среды. Принципы построения развивающей среды. Основные правила обучения безопасному поведению ребёнка.
Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни.
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте роль среды в развитии ребенка.
2. Раскройте основные принципы построения развивающей среды.
3. Каковы основные правила обучения безопасному поведению ребенка.
Тема 12. Медицинские аспекты организации здорового образа жизни приемного ребенка
Цель. Обучить родителей правильным навыкам по уходу за ребенком в разном возрастном периоде; дать необходимые знания по организации питания для правильного роста и развития ребенка.
Форма занятия. Интерактивная беседа.
Содержание. Характеристика первых лет жизни ребенка и его периоды роста и развития. Структурные изменения организма у ребенка на втором и третьем году жизни. Основные аспекты по уходу за ребенком в дошкольном и школьном периодах. Питание детей и его значение в разные периоды роста. Физическая культура и закаливание. Конечная цель, которую должны достичь родители при правильном уходе за ребенком в разные периоды его роста.
Вопросы к теме
1. Перечислите периоды роста и развития ребенка?
2. Что необходимо знать для создания оптимальных условий гигиены для жизни ребенка?
3. В каких продуктах находится белок, и какую роль он играет в развитии ребенка?
4. Какие навыки прививают ребенку от 2-х до 5-ти лет во время физических занятий?
Раздел IX. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Тема 13. Возрастные особенности психосексуального развития детей и подростков. Способы защиты ребенка от сексуального насилия
Цель. Дать основы полового воспитания приемного ребенка. Привлечь внимание приемных родителей к проблемам психосексуального развития и освоения половых ролей детьми и подростками. Снижение рисков сексуального использования детей.
Форма проведения. Семинарское занятие с элементами интерактивных форм групповой работы.
Содержание. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребёнка. Формирование половой идентичности у ребёнка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приёмы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приёмной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребёнка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте особенности полоролевой социализации детей и подростков.
2. Обоснуйте необходимость полового воспитания детей и подростков.
3. Моральные регуляторы в половом воспитании ребенка.
Раздел X. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Тема 14. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Цель. Осознание потенциальными принимающими родителями своего будущего статуса и положения; формирование умений успешного воспитания ребёнка.
Форма занятия. Интерактивное занятие с элементами групповой дискуссии.
Содержание. Родители. Мы - родители. Ответственность родителей. "Добрые" и ответственные родители. Трудности выбора. Ожидания и разочарования. Установки в детско-родительских отношениях, взгляды на родительскую роль, предпочтения той или иной системы наказаний и поощрений. Гибкость в общении с ребенком.
Приемные дети. Особенности восприятия мира, собственного "я" приемным ребенком. Дом и семья в понимании ребенка. Семья. Типы семьи. Семейные кризисы и пути их преодоления. Навыки успешного воспитания ребенка в приемной семье. Проблема подбора семьи и ребёнка (чувства кандидатов в приёмные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи). Процедура выявления ребёнка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приёмной семьёй. Потребности развития ребёнка: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приёмной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Понимание кандидатами в приёмные родители необходимости их обеспечивать и оценка своих возможностей.
Вопросы к теме
1. Что даёт семья детям и родителям?
2. Что должны уметь замещающие родители для достижения успеха?
3. Почему необходимо готовить родственников к принятию ребёнка в семью?
4. Перечислите особенности восприятия приёмным ребёнком окружающего мира.
Тема 15. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Система внешней поддержки и семейные ресурсы
Цель. Повышение личностной компетентности потенциальных принимающих родителей, стимулирование процесса осознания проблем и внутреннего потенциала семьи.
Форма занятия. Интерактивное занятие с элементами группового тренинга, арт-терапии, группового обсуждения.
Содержание. Главный фактор создания здоровой психологической среды семьи - психологически зрелая личность Родителя. Портрет хорошего Родителя. Отработка коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетенций родителя. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи, система внешней поддержки и внутренние ресурсы. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад. Традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Вопросы к теме
1. Стали ли Вы лучше понимать себя как Родителя?
2. Стали ли Вы лучше понимать Ребёнка?
3. Какое личное, человеческое качество Родителя более всего необходимо для гармонии между Родителем и Ребёнком?
Раздел XI. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Тема 16. Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители. Порядок представления сведения о детях
Цель. Познакомить потенциальных принимающих родителей с основными направлениями семейной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Брянской области. Разъяснение организационно-правовых аспектов создания замещающей семьи. Помочь потенциальным принимающим родителям понять алгоритм создания замещающих семей с учетом правовых оснований принятия в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Форма занятия. Лекционно-семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность замещающих родителей и их характеристика.
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающую семью: усыновление, опека/ попечительство, приёмная семья.
Характеристика каждого типа замещающей семьи и их отличительных черт.
Гостевая семья, как этап подготовки ребёнка к помещению в замещающую семью и способ защиты, позволяющий ребёнку сформировать позитивный образ семьи и получить опыт общения в ней. Основные этапы прохождения инстанций при создании замещающей семьи.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства.
Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители. Правовые основания для устройства ребёнка в замещающую семью.
Понятие "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Общие сведения о детях, информация о которых находится в региональном банке данных. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот.
Тема 17. Права и обязанности приемных родителей. Защита личных прав ребенка
Права и обязанности кандидатов в приёмные родители. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Поиск и выбор ребёнка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребёнка. Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребёнка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства. Права приёмного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приёмной семьи, льготы. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребёнка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребёнку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Перечень документов, передаваемых приёмной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства. Документы ребёнка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребёнка на воспитание в семью. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребёнка. Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребёнка в приёмной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приёмными родителями ежегодного отчёта о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребёнка, переданного в приёмную семью. Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей). Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребёнка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные её формы. Меры социальной поддержки приёмных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Брянской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребёнка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Ответственность приёмных родителей. Порядок возмещения ущерба, нанесённого ребёнком приёмной семье, приёмной семьёй - ребёнку, третьими лицами приёмной семье и ребёнку. Информирование приёмной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приёмных семей в месте проживания семьи. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Вопросы к разделу:
1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающую семью.
2. Правовые основания для устройства ребёнка в замещающую семью.
3. Система подготовки кандидатов в замещающие родители в Брянской области.
4. Основные требования к кандидатам в усыновители, опекуны, приёмные родители в соответствии с нормами действующего законодательства.
5. Правила и порядок пользования информацией государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Раздел XII. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Тема 18. Важность взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства, с социальным окружением и родительским сообществом
Цель. Познакомить потенциальных принимающих родителей с правами и обязанностями, которые имеют замещающие родители, и органы опеки и попечительства в процессе взаимодействия.
Форма занятия. Лекционно-семинарское занятие с элементами группового обсуждения.
Содержание. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в замещающую семью. Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Права ребёнка. Дополнительные гарантии права на образование, медицинское обслуживание, труд. Судебная защита прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Материальное обеспечение замещающей семьи.
Перечень документов, необходимых для получения денежных средств на содержание приёмного ребёнка. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Оплата труда замещающих родителей.
Правовые последствия между замещающими родителями и приёмным ребёнком.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей). Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей - ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Вопросы к теме
1. По каким причинам граждане не могут стать замещающими родителями?
2. Сформулируйте основные права и обязанности замещающих родителей.
3. Дают ли они Вам понимание, что воспитывать приёмного ребёнка не одно и то же, что кровного. В чём эти различия?
Раздел XIII. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, степени готовности кандидатов в приемные родители к приёму ребёнка на воспитание; заполнение анкет.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью.
Психологическое обследование
В предлагаемой программе при психологическом обследовании используется интегративный подход, ориентированный на оценку психологической готовности и анализ семейной системы. Кроме того, оцениваются внешне социальные связи семьи и ее готовность взаимодействовать со службами сопровождения.
Подготовка кандидата и оценка его психологической готовности к приему ребенка на воспитание в семью осуществляется по направлению органа опеки и попечительства. В соответствии с интегративным подходом желательным является участие в психологическом обследовании всех членов семьи кандидата, особенно при наличии в семье кровных или приемных детей (в обследовании принимают участие дети от 7 до 18 лет).
Задачи психологического обследования:
1. Мотивировать кандидата на дальнейшее сотрудничество со специалистами организации, обосновывая необходимость процедуры психологического обследования.
2. Обозначить пути дальнейшего сотрудничества с кандидатом по его подготовке и дальнейшему сопровождению.
3. Получить общие сведения о кандидате.
4. Получить информацию об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса психодиагностических методик.
Параметры обследования
Выбор интегративного подхода в оценке определяет и выбор параметров обследования.
Параметры обследования:
1. Мотивация к приему, согласованность мотивов приема у супругов.
2. Отношение членов семьи и ближайшего окружения к приему.
3. Стабильность и качество супружеских отношений.
4. Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности кандидатов (семья, карьера, брак).
5. Семейные ценности.
6. Способность семьи справляться со стрессовой ситуацией.
7. Отношение к биологической семье будущего приемного ребенка.
8. Степень открытости семьи (способность принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степень готовности к сотрудничеству со службами сопровождения).
9. Степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны, самоотношение).
10. Актуальное функциональное состояние кандидата.
11. Уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества).
При отсутствии детей:
1. Наличие опыта воспитания чужих детей, в том числе, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы. При наличии кровных или усыновленных детей в семье:
2. Представление об особенностях семейных взаимоотношений у детей.
3. Особенности воспитания (эмпатия, уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей детей, количество и качество требований).
При наличии приемных детей в семье:
1. Родительские навыки (получение удовольствия от воспитания, эмпатия, способность индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).
2. Степень удовлетворенности ребенка пребыванием в семье (система отношений к членам семьи, самоотношение, актуальное эмоциональное состояние, степень адаптации в социуме - детский сад, школа).
3. Наличие положительной динамики в развитии ребенка.
Диагностические методики.
Для оценки указанных выше параметров используются следующие диагностические методики.
Используемые методики:
1. Стандартизированное интервью (разработанное на основе материалов В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз);
2. Цветовой тест Люшера (диагностика нервно-психического состояния);
3. Методика PARI (изучение родительских установок);
4. Цветовой тест отношений Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд;
5. Тест анализа семейных взаимодействий "АСВ" Э.Г. Эйдемиллер;
6. Методика ПДО В. Дворщенко;
7. Тест Кеттелла (многофакторный личностный опросник);
8. Опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки;
9. Семейная социограмма Э.Г. Эйдемиллер (выявление положения субъекта в системе отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный);
10. Опросник К. Томаса "Стили поведения в конфликте";
11. Диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупов;
12. Метод исследования - наблюдение;
Заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
После проведения психологического обследования кандидата и членов его семьи и прохождения подготовки (в индивидуальной или групповой форме) готовится заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
Структура заключения
Заключение имеет определенную структуру и содержит следующие разделы: формальные данные, социально-демографические и социально-психологические данные, окончательные выводы, рекомендации, заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью (с указанием формы семейного устройства).
Формальные данные.
1. Дата психологического обследования.
2. Наименование органа опеки, направившего на обследование.
3. Кто обследуется, год рождения, место проживания.
4. Цель и задачи обследования.
5. Используемые методики.
Социально-демографические данные.
1. Состав семьи (при наличии детей указать их возраст, если нет детей - чем вызвано их отсутствие).
2. Продолжительность брака.
3. Образование, специальность.
4. Место работы.
5. Состав родительской семьи кандидатов, порядок рождения кандидата.
6. Стиль воспитания в родительской семье, наличие опыта многодетности и приема детей.
Социально-психологические данные.
1. Мотивация к приему, согласованность мотивов приема у супругов.
2. Отношение членов семьи и ближайшего окружения к приему.
3. Стабильность и качество супружеских отношений.
4. Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности кандидатов (семья, карьера, брак).
5. Семейные ценности.
6. Способность семьи справляться со стрессовой ситуацией.
7. Отношение к биологической семье будущего приемного ребенка.
8. Степень открытости семьи (способность принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степень готовности к сотрудничеству со службами сопровождения).
При отсутствии детей:
- Наличие опыта воспитания чужих детей, в том числе, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы. При наличии кровных или усыновленных детей в семье:
- Представление об особенностях семейных взаимоотношений у детей;
- Особенности воспитания (эмпатия, уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей детей, количество и качество требований).
При наличии приемных детей в семье:
- Родительские навыки (получение удовольствия от воспитания, эмпатия, способность индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).
- Степень удовлетворенности ребенка пребыванием в семье (система отношений к членам семьи, самоотношение, актуальное эмоциональное состояние, степень адаптации в социуме - детский сад, школа).
- Наличие положительной динамики в развитии ребенка.
9. Степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны, самоотношение).
10. Актуальное функциональное состояние кандидата.
11. Уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества).
Окончательные выводы.
1. Факторы, способствующие эффективному замещающему родительству.
2. Факторы риска замещающего родительства. Рекомендации (при необходимости).
Заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
Директор департамента |
Тимошин И.Е. |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 31 мая 2020 г. N 226 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.