город Калининград
4 июня 2020 года
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судей А.В.К., В.М.Ф., руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года N 129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина В.В.К.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.К., выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области Е.О.К., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 11 сентября 2019 года поступило обращение гражданина К.В.В. (далее - заявитель). 23 октября 2019 года Уставным Судом принято дополнение к обращению, в котором заявитель, уточняя правовую позицию и требование, просит Уставный Суд признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 3 Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Порядок), определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года N 129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Постановление N 129).
Пунктом 3 Порядка установлено, что лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда" должно представить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства заявление о присвоении звания "Ветеран труда" с определенным данным пунктом перечнем документов.
Как следует из обращения и приложенных к обращению документов, заявитель в период с 20 мая 2012 года по 20 июля 2013 года работал поваром в ФГБОУ ВО "М. К. Т. У." на учебном парусном судне "Седов" (рейс N 1/87). За активное участие в подготовке и проведении кругосветного плавания, приуроченного к 1150-летию зарождения российской государственности, памятным датам в истории географических открытий, и проявленный при этом высокий профессионализм распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 1249-р экипаж учебного парусного судна "Седов" был награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
В.В.К. обратился в Светловский отдел ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Калининградской области" с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", которым ему было отказано в приеме документов на присвоение звания "Ветеран труда" со ссылкой на пункт 3 Порядка, так как Почетная грамота Правительства Российской Федерации не соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
По мнению заявителя, пунктом 3 Порядка исключена из перечня документов, прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда", награда (почетная грамота), выданная высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации - Правительством Российской Федерации.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Федерального закона "О ветеранах" (подпункт 2 пункта 1 статьи 7, в запросе ошибочно указанный как подпункт 2 пункта 7 без указания статьи), Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 1 статьи 15).
На основании изложенного заявитель считает пункт 3 Порядка не соответствующим статье 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в той мере, в какой он не предусматривает в перечне документов, прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда", документ о награждении Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
Представитель прокуратуры Калининградской области Е.О.К. изложила в судебном заседании профессиональное мнение прокуратуры Калининградской области. Пояснила, что Почетная грамота Правительства Российской Федерации является поощрением, а не ведомственными знаком отличия за заслуги в труде и продолжительную работу. Считает, что оспариваемая норма Порядка соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.
Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка соответствия пункта 3 Порядка Уставу (Основному Закону) Калининградской области в той мере, в какой он не предусматривает в перечне документов, прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда", документ о награждении Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
2. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", далее - Федеральный закон N 388-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, а также правовой механизм их социальной защиты на уровне субъекта Российской Федерации.
Исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, конституционных принципов равенства и справедливости (статьи 1, 7, часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации), законодатель и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяя порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", не вправе сужать круг лиц, отнесенных Федеральным законом "О ветеранах" к категории ветеранов труда, и допускать снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", действовавшего на момент обращения заявителя в Уставный Суд, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяет Правительство Калининградской области.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона Калининградской области от 7 октября 2019 года N 318 "Социальный кодекс Калининградской области", вступившего в силу с 1 января 2020 года, которым признан утратившим силу вышеназванный Закон Калининградской области (статья 64), определено, что звание "Ветеран труда" присваивается в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
Указанные порядок и условия определены Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года N 129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Пункт 3 Порядка, который оспаривает заявитель, предусматривает, что лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда", представляет в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства заявление о присвоении звания "Ветеран труда" и прилагает к нему следующие документы:
1) удостоверяющие личность, принадлежность к гражданству Российской Федерации и место жительства на территории Калининградской области;
2) документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
3) документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством (в случае обращения граждан, указанных в пункте 2 настоящих порядка и условий);
4) подтверждающие наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и копии данных документов;
5) фотография 3 x 4 см.
Данные положения определяют порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года N 1821-О, в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" установление порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и, соответственно, определение того какие знаки отличия в труде подлежат учету для присвоения указанного звания, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Уставный Суд Калининградской области приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения пункта 3 Порядка приняты Правительством Калининградской области в пределах его полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.
3. По мнению заявителя, пунктом 3 Порядка исключена из перечня документов, прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда", награда (почетная грамота), выданная высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации - Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона N 5-ФЗ, на противоречие которой оспариваемого в части нормативного правового акта ссылается заявитель, не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", делегируя полномочия по определению форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда субъектам Российской Федерации.
Соответственно, предусмотрев в пункте 3 Порядка условия присвоения звания "Ветеран труда", в том числе определив перечень документов, необходимых для представления в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", в том числе документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, Правительство Калининградской области осуществило правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий на установление условий присвоения звания "Ветеран труда".
Из статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ следует, что критерием отнесения к категории "Ветеран труда" являются виды наград, которыми награждены граждане, и к ним относится, в том числе ведомственный знак отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
При этом в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка, как отмечалось ранее, в перечень документов, дающих право на присвоения звания "Ветеран труда" включены, в том числе: документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством (в случае обращения граждан, указанных в пункте 2 настоящих порядка и условий), что в полной мере соответствует вышеприведенным нормам федеральных законов (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ, часть 3 статьи 8 Федерального закона N 388-ФЗ), ни в кой мере не сужает круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии с федеральным законодательством и по данному основанию пункт 3 Порядка Уставу (Основному Закону) Калининградской области не противоречит.
Как указывает заявитель, он в составе экипажа учебного парусного судна "Седов" был награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации. Исходя из его позиции, Почетную грамоту Правительства Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следует считать ведомственным знаком отличия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 73 утверждено Положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации и благодарности Правительства Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения, награждение Почетной грамотой Правительства Российской Федерации является формой поощрения Правительства Российской Федерации за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, осуществлению эффективной деятельности федеральных государственных органов, развитию местного самоуправления, обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороноспособности страны и государственной безопасности, реализации внешней политики государства, а также осуществление иных полномочий, возложенных на Правительство Российской Федерации.
Награждения Почетной грамотой могут удостаиваться граждане Российской Федерации, как правило, имеющие широкую известность, а также организации и воинские части.
Таким образом, из норм Положения следует, что Почетная грамота Правительства Российской Федерации - это форма поощрения граждан Российской Федерации, как правило, имеющих широкую известность, а также организаций и воинских частей.
Уставный Суд отмечает, что вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", определенных Постановлением N 129 в части перечня документов, подтверждающих награждение ведомственным знаком отличия в труде, уже был предметом рассмотрения Уставного Суда в связи с обращениями граждан С.В.Г. и В.С.Л.. По данному делу судом было принято Постановление Уставного Суда от 26 января 2012 года N 1-П.
Уставный Суд в указанном постановлении подчеркнул, что, исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда признаются лица, награжденные в установленном порядке любыми ведомственными знаками отличия в труде. При присвоении звания "Ветеран труда" должны учитываться ведомственные знаки отличия в труде организаций федерального уровня, которым законодательством предоставлено право учреждения указанных знаков отличия и награждения ими граждан.
При этом в случае возникновения на практике спора о том, является ли соответствующая награда ведомственным знаком отличия в труде, произведено ли награждение ведомственным знаком отличия в труде уполномоченным органом и в установленном порядке, данный спор подлежит разрешению не в порядке уставного судопроизводства, а судами общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 5 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Данное постановление Уставного Суда Калининградской области и изложенные в нем правовые позиции сохраняют свою силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать пункт 3 Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года N 129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в той мере, в какой он не предусматривает в перечне документов, прилагаемых к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда", документ о награждении Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 4 июня 2020 г. N 3-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 Порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года N 129 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"
Текст постановления опубликован не был