Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Вопросы производства по делам об административных правонарушениях
2. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Постановлением судьи городского суда общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П") признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выразилось в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических норм: не были проведены лабораторные испытания реализуемого ООО "П" сырья для производства органических удобрений.
Правонарушение выявлено в ходе проведенной прокуратурой проверки.
В жалобе защитник просил постановление судьи отменить, ссылаясь на незаконность проведения такой проверки.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, судья Свердловского областного суда указал следующее.
Согласно положениям части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пункту 2 статьи 1 и пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Согласно материалам дела проверка в отношении ООО "П" была проведена на основании соответствующего решения прокурора, цель проверки - соблюдение требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарных правил. Из данного решения следует, что основанием для проведения проверки послужило обращение редакции Интернет-портала "Р". Вместе с тем в своем обращении заместитель редактора Интернет-портала "Р" не указывал на наличие каких-либо нарушений требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарных правил в деятельности ООО "П", а просил предоставить информацию о ранее выявленных прокуратурой в деятельности юридического лица нарушениях, возможном их устранении, об исполнении ООО "П" решения суда, выданных предписаний и о возможности обращения прокуратуры в суд.
Таким образом, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" оснований для принятия прокурором решения о проведении проверки и, соответственно, проведения в отношении ООО "П" проверки не имелось.
Кроме того, само решение о проведении проверки содержит те же сведения о цели и предмете проверки, что и обращение, что является недопустимым и не позволяет достоверно определить, что в данном случае выступает предметом проверки, а также ее пределы.
Доказательства по этому делу собраны с нарушениями положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", влекущими невозможность использования их для установления виновности юридического лица.
Постановление судьи городского суда отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
|
Решение судьи Свердловского областного суда от 19 февраля 2020 года, дело N 71-53/2020 |
3. Допущенные при проведении проверки юридического лица нарушения повлекли недействительность ее результатов и отмену решений о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Екатеринбурга, оставленным без изменения решением судьи районного суда, акционерному обществу "Т" (далее - АО "Т") по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа за нарушение требований пожарной безопасности.
В жалобе защитник А. просил отменить принятые решения и прекратить производство по делу, указав, что нарушен срок проведения проверки.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Свердловского областного суда указал следующее.
При проведении плановой выездной проверки в отношении АО "Т" в здании магазина "М" выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Т" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в ходе проведения проверки были допущены нарушения, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), влекущие недействительность ее результатов.
Так, в силу пункта 2 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица является основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок, периодичность и продолжительность проведения которых установлены статьями 9 и 13 указанного Федерального закона.
Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится не чаще чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ). Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Поскольку одними из основных целей принятия Федерального закона N 294-ФЗ являются усовершенствование существующей системы государственного контроля и снижение административной нагрузки на бизнес, в данном Законе был установлен предельный период проверки: для юридического лица он составляет двадцать рабочих дней, а для юридического лица с филиалами, хотя такой период и устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Ограничение в шестьдесят рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
Из материалов дела видно, что в отношении АО "Т" в течение 2019 года управлениями МЧС России неоднократно проводились проверки его филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации, общий срок проведения которых превысил шестьдесят рабочих дней.
Превышение установленного срока проведения проверки является грубым нарушением, при котором результаты проверки нельзя признать действительными. В связи с этим акт, положенный в основу события административного правонарушения, не может быть признан в качестве допустимого доказательства.
Других доказательств, подтверждающих вину АО "Т" в совершении административного правонарушения, не представлено.
Постановление должностного лица о назначении АО "Т" административного наказания и решение судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, отменены, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
|
Решение судьи Свердловского областного суда от 10 марта 2020 года, дело N 72-196/2020 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.