Определением Тюменского областного суда от 15 апреля 2019 г. N 33-2042/2019 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Халаевой С.А.,
при секретаре Кин Е.А.,
с участием представителя истца Громовой Е.И., представителя ответчика Оболенского М.В., представителя третьего лица Григорьевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-216/19 по иску Железняковой <данные изъяты> к Главному Управлению Строительства Тюменской области о признании генерального плана Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в границах земельных участков недействующим, установил:
Железнякова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района <адрес> о признании генерального плана Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области в границах земельных участков с кадастровыми номерами: N недействующим.
Требования мотивировала тем, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N, категория земельных участков: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, функциональное зонирование территории: сельскохозяйственные угодья (СХУ), расположенных по адресу: <адрес>, Кулаковское МО, район логистического центра. На федеральном публичном сайте ФГИС ТП ДД.ММ.ГГГГ была размещена информация о проекте внесения изменений в генеральный план Кулаковского сельского поселения <адрес>. Ознакомившись с проектом генерального плана Кулаковского сельского поселения, истцу стало известно, что все ее участки, а также участки смежных землепользователей, вошли в санитарно-защитную зону ООО "Эвика" по причине увеличения её границ в отличие от ранее установленного размера. При этом ранее граница санитарно-защитной зоны "Эвика" не входила в границы участков истца, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ из администрации Тюменского муниципального района. Считает, что установление санитарно-защитной зоны от ООО "Эвика", входящая в границы участков, нарушает ее права как собственника имущества. Санитарно-защитная зона не соответствует разрешенному виду использованию, то есть целевому назначению земельных участков истца, а именно для ведения личного подсобного хозяйства, в результате чего использовать земельные участки под ЛПХ невозможно в соответствии со СанПиН и градостроительным планом, установленные законодательством для санитарно-защитных зон. Истец ДД.ММ.ГГГГ в письменной форме обратилась в Главное управление строительства <адрес> с просьбой внести изменения в проект генерального плана Кулаковском МО <адрес> в части не увеличивать санитарно-защитную зону ООО "Эвика", которая входит границы земельных участков. На что получила письменный ответ, что все предложения по внесению изменений в проект генерального плана рассматриваются в соответствии с действующим законодательством только на публичных слушаниях в устной или в письменной форме вносятся об этом предложения. Истец ДД.ММ.ГГГГ письменно обратилась к Председателю публичных слушаний по проекту генерального плана Кулаковского муниципального образования, со следующими предложениями: Провести обязательные действия (мероприятия) по согласованию границ с собственниками земельных участков, в чьи границы будет входить санитарно-защитная зона логистического центра ООО "Эвика" при её расширении, согласно внесенных изменений в генеральный план. Внести изменения в функциональную зону земельных участков с кадастровыми номерами: N, а именно аннулировать в проекте генерального плана Кулаковского сельского поселения Тюменского муниципального района <адрес> увеличение размера санитарно-защитной зоны логистического центра ООО "Эвика". Однако, по результатам проведения публичных слушаний предложения были отклонены. Истец ДД.ММ.ГГГГ получила ответ на своё обращение из Главного управления строительства <адрес> (далее ГУС ТО) с мотивировкой причин расширения санитарно-защитной зоны ООО "Эвика". С ответом ГУС ТО она не согласна. Указывает на то, что согласно информации, содержащейся в письме Главного государственного санитарного врача по <адрес>, что в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с целью установления окончательной санитарно-защитной зоны ООО "Эвика" не обращалось и как зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) не внесена в государственный кадастр недвижимости до сих пор. Полагает, что информация о разрешенном использовании земельных участков, содержащаяся в генеральном плане, противоречит другим правоустанавливающим документам на земельные участки, выданные из Росреестра, а именно: свидетельствам о государственной регистрации права собственности, информации о кадастровом учете на земельные участки, содержащейся в кадастровом паспорте и выписке. Просит признать генеральный план Кулаковского МО <адрес>, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения санитарно-защитной зоны ООО "Эвика", входящей в границы земельных участков с кадастровыми номерами N, недействующим.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Тюменского муниципального района <адрес> по гражданскому делу на надлежащего - Главное управление строительства <адрес>. Администрация Тюменского муниципального района <адрес> привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Также к участию в дел в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Кулаковского муниципального образования <адрес>.
Истец Железнякова Н.А. в судебное заседание не явилась. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель истца Громова Е.И., действующая по доверенности серии <адрес> 2 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что истец намерена изменить разрешенное использование земельных участков под садоводство, в связи с чем обращалась в администрацию Тюменского муниципального района, но ей было отказано, на том основании, что участки входят в санитарно-защитную зону логистического центра ООО "Эвика".
Представитель ответчика Главного управления строительства тюменской области - Оболенский М.В., действующий по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании иск не признал. Поддержал письменные возражения (л.д. 94-98). Суду пояснила, что Генеральным планом Кулаковского муниципального образования <адрес> не устанавливалась санитарно-защитная зона логистического центра ООО "Эвика", а только отражено её фактическое существование. Проектирование санитарно-защитной зоны её размеров осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Эвика" ФИО5, действующая по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Поддержала ранее представленные письменные возражения (л.д. 56-60).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Тюменского муниципального района <адрес> и администрации Кулаковского муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены, о чем в деле имеются уведомления (л.д. 88, 89).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.
Судом установлено.
Земельные участки, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства: площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером N; площадью 1042 кв. м., с кадастровым номером N; площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером N; площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером N, расположенные по адресу: <адрес>, Кулаковское МО, район логистического центра принадлежат на праве собственности Железняковой Н.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, Кулаковское МО, район логистического центра истцом не предоставлено. Из объяснений представителя истца установлено, что указанный участок также принадлежит истцу на праве собственности, данные обстоятельства участниками судебного заседания не оспаривались.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 30 ГрК РФ разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Пунктом 2 ст. 31 ГрК РФ установлено, что применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий. Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, разрабатываются в случае планирования застройки таких земель.
Ст. 36 ГрК РФ определен перечень земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. В перечень таких земель включены сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения. При этом той же статьей установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с названой нормой следует, что разрешенное использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется существующим генеральным планом и правилам землепользования и застройки.
В соответствии с п. 9 и 10 ст. 33 ГрК РФ правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования (схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения). Кроме того, согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Пунктом 5 ст. 37 ГрК РФ определено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Генеральный план Кулаковского МО утвержден распоряжением Главного управления строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно Правилам землепользования и застройки Кулаковского МО, утвержденным распоряжением Главного управления строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N сохранены решения по расположению территории в границах которых находятся участки истца
Согласно существующему генеральному плану Кулаковского МО земельные участки истца расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, а не в зоне, предназначенной для размещения садоводческий и дачных обществ. Данные обстоятельства представителями сторон не оспаривались.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В соответствии со ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В силу ч. 12 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Устойчивое развития территории, как указано в п. 3 ст. 1 ГрК РФ, предполагает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке.
Так, положениями п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до предусмотренных соответствующими нормативами значений или до величин приемлемого риска для здоровья человека.
Проектирование санитарно-защитной зоны и определение её размеров осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Требования к содержанию генерального плана поселения определены ст. 23 ГрК согласно которой, к генеральном плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт с отображением, в том числе, зон с особыми условиями использования территорий.
В силу положений п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитная зона являются одной из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий.
Из объяснений представителей сторон в судебном заседании и представленных документов судом установлено, что земельные участки истца расположены в санитарно-защитной зоне логистического центра ООО "Эвика"
Границы санитарно-защитной зоны ООО "Эвика" отражены в Генеральном плане Кулаковского МО согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N.ОЦ.01.000.Т.000785. 07.15 от ДД.ММ.ГГГГ Главного государственного санитарного врача по <адрес> (л.д. 100).
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ООО "Эвика" признан соответствующим санитарным правилам и нормам и в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Таким образом, суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что установление (изменение) санитарно-защитной зоны документами территориального планирования действующим законодательством не предусмотрено. Границы санитарно-защитной зоны ООО "Эвика" отображены в ГП Кулаковского МО в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и во исполнение положений Федерального закона N 52-ФЗ, ГрК РФ, на основании проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ООО "Эвика", получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Положениями ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 01.01.2022 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 04.08.2018 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, расчетные (предварительные) границы санитарно-защитной зоны ООО "Эвика" установлены во исполнение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, и в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.
Согласно ч. 13 ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ с 01.01.2020 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2019 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитной зоны, с заявлениями об установлении санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитной зоны с приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитной зоны, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитной зоны, с заявлениями об установлении санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до 04.08.2018 ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Следовательно, требования истца о признании недействующим генерального плана Кулаковского муниципального образования <адрес>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения санитарно-защитной зоны ООО "Эвика", входящей в границы земельных участков с кадастровыми номерами 72:N не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, 9, 18, 30-37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 79 Земельного кодекса РФ, ст. 39, 55, 56, 167, 194-199 ГПК РФ суд решил:
Железняковой <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Главному Управлению Строительства Тюменской области о признании недействующим генерального плана Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, утвержденного 19 апреля 2018 года в части увеличения санитарно-защитной зоны ООО "Эвика", входящей в границы земельных участков с кадастровыми номерами N - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форма в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 28 января 2019 года.
Судья (подпись) |
С.А. Халаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 января 2019 г. N 2-216/2019 (2-2898/2018;) ~ М-2797/2018 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим генерального плана Кулаковского муниципального образования Тюменского муниципального района, утв. распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 29.12.2017 N 119-р"
Определением Тюменского областного суда от 15 апреля 2019 г. N 33-2042/2019 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения опубликован не был