Письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 1 июня 2020 г. N 104/12
В профсоюзной стороне Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году" (далее - проект постановления) в ред. исх. N 14-5/10/В-4071 от 27.05.2020.
Проект постановления разработан Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в опережающем порядке, поскольку его законодательной основой является Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 2020 г., однако еще не рассмотрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае успешного прохождения вышеназванным федеральным законом всех стадий законодательного процесса Правительство Российской Федерации получит право принимать в 2020 году решения, предусматривающие установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предполагается, что постановление, утверждающее прилагаемые к нему "Особенности правового регулирования трудовых отношений в 2020 году" (далее - Особенности), вступит в силу со дня официального опубликования и будет действовать по 31 декабря 2020 г.
В Трудовом кодексе Российской Федерации определены исчерпывающие полномочия Правительства Российской Федерации в сфере регулирования труда. Особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, могут быть установлены исключительно Трудовым кодексом Российской Федерации (на основании статьи 252). Поэтому проектируемые Особенности можно поддержать лишь в меру того, насколько они направлены на защиту прав работников в период действия ограничительных мер, введенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Так, в п. 2 Особенностей содержится запрет на введение простоя в отношении работников, на которых распространяются ограничительные меры, введенные в субъекте Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316. Особенностями установлено, что при сохранении заработной платы в период действия ограничительных мер (нерабочие дни) ее размер должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате). Данные меры направлены на защиту трудовых прав работников и поддержание их доходов. Можно согласиться и с содержащейся в п. 2 Особенностей нормой, что в случае предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска вне утвержденного графика отпусков оплата отпуска производится в срок, устанавливаемый по соглашению сторон.
В то же время рекомендуется в целях соблюдения установленных сроков выплаты заработной платы в условиях действия ограничительных мер высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации нужно создать условия для поездок на работу не только специалистов кадровой, бухгалтерской служб, обеспечивающих выплату заработной платы работникам, но и специалистов служб, обеспечивающих бесперебойную работу оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации, используемых в работе кадровой, бухгалтерской служб (к абзацу девятому п. 2 Особенностей).
Временный перевод работника без его согласия на срок до трех месяцев на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя и дозволение работодателям оперативно переводить работников на режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели необходимо исключить из Особенностей, поскольку они могут повлечь за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав. Необходимо понимать, что в некоторых случаях, в зависимости от того, какой конкретно режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели вводит работодатель, работник может пострадать даже больше, чем при введении простоя. Однако, как следует из части 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2020 года N 25-П, работник, выполняя за гарантированное законом вознаграждение (заработную плату) лишь определённую трудовым договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, не является субъектом осуществляемой работодателем экономической деятельности, а потому не может и не должен нести каких бы то ни было сопутствующих ей рисков и не обязан разделять с работодателем бремя такого рода рисков.
Необходимо доработать нормы (пункт 6), связанные с переходом работников на удаленный режим работы вне места работы (рабочего места), в частности:
- дополнить категории работников, которым предоставляется преимущественное право на работу в удалённом режиме, такой категорией, как опекуны, которые также осуществляют воспитание и уход за детьми, однако к категории родителей не относятся, в связи с чем требуют отдельного упоминания в проекте Особенностей;
- ввести требование о заключении дополнительного соглашения к трудовому договору (если работник в состоянии расписаться в приказе о переходе на удаленную работу, что предполагается проектом Особенностей, то, следовательно, он может поставить свою подпись и в дополнительном соглашении).
Обязательными для включения в дополнительное соглашение о временном выполнении трудовой функции вне стационарного рабочего места должны быть следующие условия:
обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения дополнительного соглашения (семейные обстоятельства, состояние здоровья, чрезвычайные обстоятельства, препятствующие выполнению трудовых функций на стационарном рабочем месте под контролем работодателя);
срок действия дополнительного соглашения;
средства и способы связи, используемые для взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции (использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", телефонной связи, включая мобильную связь);
условия электронного взаимодействия между работодателем и работником (включая правила обмена электронными образами документов и (или) электронными документами);
периоды времени, когда работник должен находиться в режиме доступности для связи с работодателем;
порядок и сроки представления работниками отчетов о выполненной работе;
порядок и сроки обеспечения работников необходимыми для исполнения ими своих трудовых функций оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами;
порядок и сроки возмещения связанных с выполнением временной удаленной работы расходов (оплата электроэнергии, используемого программного обеспечения (включая антивирусную защиту) и др.).
Рекомендуется также в п. 7 и 12 Особенностей наряду с электронными документами учесть и электронные образы документов.
На основании изложенного представляется возможным поддержать представленный проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году" при условии его доработки с учётом вышеперечисленных замечаний и предложений.
Заместитель Координатора |
Н.Н. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 1 июня 2020 г. N 104/12
Текст письма опубликован не был