Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2020 г. N 03-02-08/1211
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена ответственность налогового агента за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Привлечение налогового агента к указанной ответственности не освобождает его от обязанности перечислить удержанную сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (абзац четвертый пункта 1 статьи 45 Кодекса). При этом уплата третьим лицом налога за налогоплательщика является правом, а не обязанностью третьего лица.
Обязанность по уплате налогов прекращается в случаях, указанных в пункте 3 статьи 44 Кодекса.
Налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, самостоятельно или через своих законных или уполномоченных представителей.
Полномочия, которые переданы налогоплательщиком уполномоченному представителю, указываются в доверенности.
Кодексом не предусмотрена и представляется необоснованной передача возложенных на налогоплательщика обязанностей по уплате налога и иных обязанностей на третье лицо, в том числе на основании договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, указанных в этом Федеральном законе. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено названной частью.
Кодекс, Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, таможенное, банковское законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг имеют самостоятельные предметы правового регулирования. В федеральных законах по вопросам финансового права определяются и используются специфические институты, понятия и термины.
Замена терминов "бухгалтерская отчетность", "налоговая отчетность" на термин "финансовая отчетность" не соответствует целям соответствующих федеральных законов и требованиям обеспечения ясности и недвусмысленности правового регулирования соответствующих правоотношений.
Содержащиеся в рассматриваемом обращении предложения представляются необоснованными и не поддерживаются.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2020 г. N 03-02-08/1211
Текст письма опубликован не был