См. справку "Коронавирус COVID-19"
Ассоциация российских банков обращается ввиду существования вопросов, касающихся применения кредитными организациями некоторых противоэпидемических требований Роспотребнадзора и практики взаимодействия кредитных организаций с территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты клиентов и персонала от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В конце апреля 2020 года в связи с обращением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Ассоциация провела опрос банков - членов АРБ о практике реализации банками мер противоэпидемического характера и практике их взаимодействия с территориальными органами Роспотребнадзора в части защиты клиентов и персонала от новой коронавирусной инфекции COVID-19. В опросе приняли участие банки (филиалы банков), представляющие в совокупности 18 регионов Российской Федерации. Обобщенная информация, полученная в результате опроса, была направлена Ассоциацией в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
С момента введения в марте 2020 года первых противоэпидемических требований и ограничений, направленных на минимизацию распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, и до настоящего времени кредитные организации предпринимали все необходимые и объективно возможные меры в целях защиты здоровья клиентов и персонала, в частности:
- была реализована возможность осуществления основных банковских операций через сервисы дистанционного обслуживания физических и юридических лиц, на пике распространения коронавирусной инфекции банки старались проводить необходимые переговоры с клиентами исключительно заочно (с использованием телефонной и видеоконференцсвязи);
- сотрудники банков, присутствие которых в офисе необходимо для бесперебойной работы банка, обеспечены необходимыми средствами личной защиты (маски, перчатки) и дезинфицирующими средствами;
- в офисах банков предприняты меры для обеспечения социального дистанцирования сотрудников и клиентов, в том числе нанесена ограничительная разметка в зонах доступа клиентов (входная зона, операционные и кассовые залы), увеличено расстояние между работниками, работником и клиентом с использованием офисной мебели;
- усилен режим уборки офисов с использованием дезинфицирующих средств, в том числе регулярно (несколько раз в день) проводится обработка всех контактных поверхностей, влажная уборка дезинфицирующими средствами в местах ожидания, информирования, приема и обслуживания клиентов;
- в отделениях банков регулярно проводится измерение температуры тела работников (в некоторых банках - также клиентов) при помощи бесконтактных термометров.
Однако, по имеющейся у нас информации, несмотря на все предпринимаемые усилия в целях противоэпидемической защиты клиентов и персонала, ряд банков (филиалов банков), на протяжении действия карантинных мер испытывали и продолжают испытывать существенные сложности в процессе исполнения отдельных требований Роспотребнадзора. При этом в некоторых случаях требования территориальных органов Роспотребнадзора оказываются объективно не реализуемыми ввиду отраслевых особенностей функционирования кредитных организаций, а также специфики региональной экономической и торговой политики.
В ряде субъектов Российской Федерации территориальные органы Роспотребнадзора выпустили региональные противоэпидемические требования, существенно превосходящие по своей жесткости как рекомендации руководства Роспотребнадзора, принятые на общегосударственном уровне, так и требования федерального законодательства.
С одной стороны, следует признать, что при разработке соответствующих требований и рекомендаций территориальные органы Роспотребнадзора руководствовались эпидемической ситуацией в конкретном регионе. С другой стороны, государственные контрольно-надзорные органы при проведении инспекционных мероприятий должны применять риск-ориентированный подход при оценке регулирующего воздействия конкретных требований и норм, равно как учитывать особенности функционирования различных типов бизнеса.
Тем не менее банки получают постановления с тем же широким набором обязательных требований, что и предприятия, деятельность которых очевидно связана с более высоким потоком посетителей и прочими факторами повышенного эпидемиологического риска (продуктовые магазины, аптеки), хотя количество посетителей и риски заражения в кредитных организациях значительно ниже.
Помимо общих постановлений, действующих в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в некоторых случаях территориальные органы Роспотребнадзора выдают предписания, содержащие избыточные требования, адресованные конкретным кредитным организациям.
Следует заметить, что выдаче таких предписаний не предшествует проведение каких-либо проверочных мероприятий и выявление факта нарушения санитарно-противоэпидемических требований со стороны конкретной кредитной организации. Кроме того, предписания зачастую содержат требования, которые лишь рекомендованы к применению актами Роспотребнадзора, принятыми на общегосударственном уровне, либо вообще не имеют нормативного закрепления, а соответственно, и критериев относимости к деятельности финансовых учреждений.
Так, представляются чрезмерными и выходящими за пределы полномочий, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следующие группы требований территориальных органов Роспотребнадзора:
- применение для обеззараживания воздуха бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа (Москва, Нижегородская область, Республика Татарстан, Кемеровская область, Свердловская область, Красноярский край, Республика Тыва, Ставропольский край);
- ежедневная дезинфекция банкоматов, расположенных вне отделений банков (независимо от трафика, т. е. проходимости, посещаемости конкретной точки безналичного обслуживания) (Красноярский край);
- ведение и предоставление журналов учета температуры работников отделений, анкетирование родственников работников (Тюменская область, Камчатский край);
- использование работниками организаций специальных защитных очков или защитных экранов (Красноярский край); и др.
В ряде актов территориальных органов Роспотребнадзора, полученных начиная с середины марта т. г., отдельно указана необходимость применения в помещениях с постоянным нахождением работников, а также в местах скопления клиентов (холлы для ожидания, кассовый и операционный залы, специальные помещения для обслуживания клиентов (переговорные комнаты)) бактерицидных облучателей воздуха закрытого типа (рециркуляторов).
В то же время банки как в момент проведенного нами опроса (конец апреля - начало мая), так и сейчас продолжают указывать на объективные сложности в приобретении данного вида оборудования. По информации, полученной банками от официального поставщика рециркуляторов "Dezar", облучатели в свободной продаже отсутствуют, счета временно не выставляются, заказы временно не принимаются, сроки возобновления поставок не определены. Такая же ситуация в целом сложилась и в отношении альтернативных производителей и поставщиков рециркуляторов, в частности, ООО "Медимпорт" (торговая марка "АРМЕД") и АО "Кронт-М".
Таким образом, в ближайшей перспективе возможность исполнить акты органов Роспотребнадзора в этой части объективно отсутствует, тем не менее подобные требования неоднократно поступали кредитным организациям в различных регионах.
Следует заметить, что, помимо специального оборудования, очистка и рециркуляция воздуха в помещениях может, как правило, достигаться за счет установления адекватного режима проветривания. Однако, во-первых, предписания, полученные банками от территориальных органов Роспотребнадзора, не содержат подобной альтернативы (а вменяют в обязанность выполнять оба указанных мероприятия одновременно), а, во-вторых, существуют объективные сложности в организации проветривания в некоторых внутренних помещениях банков, частности, в кассовых узлах, где должны быть обеспечены требования по их технической укрепленности, что не предусматривает возможности свободного сквозного проветривания.
Принимая во внимание жесткие санкции, предусмотренные за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения (вплоть до административного приостановления деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ), данная ситуация вызывает серьезное беспокойство банковского сообщества.
По последней информации, полученной нами в начале июня территориальные органы Роспотребнадзора в отдельных регионах (например, в Республике Татарстан) продолжают предъявлять к кредитным организациям не совсем оправданные (с точки зрения текущих рисков заражения) требования в части соблюдения противоэпидемических мер: обязательное ведение журналов учета выдачи масок и перчаток персоналу банка; обязательное ведение журналов проведения дезинфекционных мероприятий; указание на недопустимость применения для обязательной обработки контактных поверхностей и мест общего пользования конкретных марок дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидным действием (например, средств "Белизна" и "Ника-2") и др.
С учетом изложенного просим принять меры к недопущению предъявления к кредитным организациям дополнительных, нормативно не установленных противоэпидемических требований, создающих избыточное административное давление в банковской сфере и объективно не способствующих эффективному предоставлению финансовых услуг потребителям.
Ассоциация российских банков выражает надежду на эффективное сотрудничество с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 июня 2020 г. N А-01/1Т-267 "О вопросах исполнения банками противоэпидемических требований в целях защиты клиентов и персонала от новой коронавирусной инфекции COVID-19"
Текст письма опубликован не был