Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 938108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части предоставления права экспертам оказывать услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг", внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета N 132/1 от 26 мая 2020 г.)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 апреля 2020 года (протокол N 260, пункт 48) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 938108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части предоставления права экспертам оказывать услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) в части предоставления права экспертам оказывать услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена тем, что в настоящее время законодательством Российской Федерации установлены случаи, предусматривающие оказание необходимых и обязательных услуг уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации физическими лицами - экспертами. При этом в настоящее время в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ установлено, что необходимые и обязательные услуги также оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Однако экспертов в данном случае нельзя отнести к таким организациям.
В связи с чем, проектируемыми изменениями предусматривается внесение изменений в статьи 1, 2, 4, 7, 9, 15.1 и 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, в соответствии с которыми отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, будут распространяться помимо деятельности организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и на деятельность уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертов. В частности, к указанным экспертам будут применяться установленные Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, эксперты привлекаются при проведении экспертизы заявленных к вывозу (временному вывозу) культурных ценностей для получения разрешения на вывоз (временный вывоз) культурных ценностей или при проведении государственной историко-культурной экспертизы.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей) экспертизой культурных ценностей является исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
Экспертиза культурных ценностей проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям. Уполномоченный орган принимает решение об аттестации, о приостановлении действия аттестации, о прекращении действия аттестации экспертов по культурным ценностям, выдает удостоверения экспертов по культурным ценностям, утверждает перечень специализаций экспертов по культурным ценностям и форму удостоверения эксперта по культурным ценностям (пункт 4 статьи 11.2 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей).
Порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 11.2 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей).
Рассматриваемый законопроект разработан в целях устранения соответствующих противоречий, а также с учетом правоприменительной практики при привлечении экспертов в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, и по изложенным основаниям заслуживает поддержки.
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд юридико-технических замечаний. Так, при уточнении определения понятия "заявитель" (пункт 2 законопроекта) предлагаемое дополнение после второго упоминания слов "Федерального закона," не требуется. Также имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы в части корректировки наименования законопроекта.
Однако указанные замечания могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении в случае его принятия в первом.
На законопроект поступило 52 отзыва (все они положительные) из 40 субъектов Российской Федерации. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 12 случаях, и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "ЗА" принятие законопроекта высказались все 12 субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 938108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части предоставления права экспертам оказывать услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.