Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании законодательства об авторском праве в отношении объектов авторских прав, имеющих важное значение для повышения туристской привлекательности субъектов Российской Федерации"
2. Направить указанное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму (Стенякина Е.П.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение
Законодательного Собрания
К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании законодательства об авторском праве в отношении объектов авторских прав, имеющих важное значение для повышения туристской привлекательности субъектов Российской Федерации
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Законодательством Российской Федерации установлено, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует ей и создает благоприятные условия для ее развития.
Успешное развитие внутреннего и въездного туризма напрямую зависит от уровня продвижения туристского продукта, популяризации туристских ресурсов - природных, исторических и социально-культурных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов. Туристские ресурсы являются основой создания туристских маршрутов и систем навигации, ориентирования в сфере туризма.
Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в процессе реализации полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации, предусмотренных статьями 3.2 и 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также организации, осуществляющие деятельность по созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, в последнее время все чаще сталкиваются с определенными трудностями.
Во многих случаях такие объекты туристского показа, как, например, произведения скульптуры, имеющие важное значение для повышения туристской привлекательности субъектов Российской Федерации, в силу положений статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации являются объектами авторских прав. При этом исключительное право на их использование принадлежит автору произведения или иному правообладателю.
Вместе с тем в процессе осуществления деятельности по развитию туристской индустрии органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации нередко используют объекты туристского показа, включая произведения скульптуры, путем их воспроизведения и доведения до всеобщего сведения посредством размещения на информационных туристских порталах в сети Интернет, опубликования их изображений в путеводителях, справочниках достопримечательностей и другой печатной рекламной продукции.
В данном случае деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а в определенных случаях и деятельность коммерческих организаций (туроператоров, турагентов, гостиниц), не имеет цели извлечения прибыли напрямую в результате использования изображений произведений скульптуры, являющихся объектами авторских прав.
Вместе с тем согласно пункту 89 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда Гражданским кодексом Российской Федерации допускается свободное использование произведения.
При этом в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности вне зависимости от цели такого использования.
Статья 1298 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируя отношения в сфере создания произведений науки, литературы и искусства по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, предусматривает гарантии права государственного или муниципального заказчика на использование произведений науки, литературы или искусства, созданных для достижения определенных целей и за счет средств государственного или муниципального бюджета.
Так, в соответствии с пунктом 3 этой статьи, если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.
Однако данные положения распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В советский же период аналогичные нормы гражданского законодательства отсутствовали.
В результате, несмотря на то, что многие исторические памятники были созданы в советский период за счет средств государственного бюджета или иных источников финансирования государственных нужд, а в настоящее время находятся на балансе органов власти или органов местного самоуправления, текущая судебная практика показывает, что авторы или правообладатели данных произведений успешно доказывают в судах свое исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и требуют возмещения убытков или выплаты компенсации.
При этом физические и юридические лица, доказывающие в рамках судебного процесса свое исключительное право на произведение, предъявляют исковые требования к ответчику относительно всей продукции, в которой воспроизведен результат интеллектуальной деятельности независимо от того, распространяется ли продукция в целях извлечения прибыли или без таковой.
Примерами подобных ситуаций являются споры о защите авторских прав, нарушенных в результате воспроизведения монумента (произведения скульптуры) "Тачанка-Ростовчанка", расположенного на южном въезде в город Ростов-на-Дону.
Данный памятник является одной из главных достопримечательностей и объектом туристского показа в Ростовской области. Он содержится за счет бюджетных средств. Его изображения традиционно широко используются, в том числе органами государственной власти Ростовской области в сфере туризма, органами местного самоуправления, автономной некоммерческой организацией "Агентство по развитию туризма в Ростовской области", туристско-информационными центрами, коммерческими организациями. Изображения памятника размещены на информационных порталах по туризму в сети Интернет, используются при изготовлении печатной рекламной продукции.
Однако такое использование является предметом многочисленных судебных разбирательств. При этом истцом, как правило, выступает даже не сам автор, а организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.
Аналогичная ситуация возникла в городе Екатеринбурге, где обжалуется воспроизведение на страницах издания "Наш Екатеринбург", путеводителя по центру столицы Урала, изображения памятника основателям города В.Н. Татищеву и В.И. де Генину, памятника Д.Н. Мамину-Сибиряку.
При этом авторы зачастую не заинтересованы в сотрудничестве с органами власти и организациями в сфере туризма, поскольку им выгоднее получать сверхдоходы за счет компенсаций за нарушение авторских прав.
С учетом изложенного и в целях создания благоприятных условий развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации депутаты Законодательного Собрания Ростовской области обращаются к Вам с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих право свободного использования произведений скульптуры, имеющих важное значение для повышения туристской привлекательности субъекта Российской Федерации и развития регионального туризма путем воспроизведения и доведения до всеобщего сведения данных произведений без цели извлечения прибыли.
г. Ростов-на-Дону
10 июня 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 10 июня 2020 г. N 813 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о совершенствовании законодательства об авторском праве в отношении объектов авторских прав, имеющих важное значение для повышения туристской привлекательности субъектов Российской Федерации"
Вступает в силу с 10 июня 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 11 июня 2020 г., "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 11 июня 2020 г.