В соответствии с планом Мурманского областного суда на второе полугодие 2019 года проведен анализ судебной практики соблюдения судами законодательства о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Целью проверки дел данной категории является формирование единого подхода к толкованию и применению норм Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Из судов Мурманской области истребованы административные дела указанной категории, рассмотренные судами в 2018 - 1 полугодии 2019 года.
На изучение из районных (городских) судов поступило 65 административных дел и 8 материалов.
Октябрьский районный суд города Мурманска - 2 дела;
Первомайский районный суд города Мурманска - 7 дел;
Апатитский городской суд Мурманской области - 15 дел;
Ленинский районный суд города Мурманска - 10 дел;
Кольский районный суд Мурманской области - 4 дела;
Мончегорский городской суд Мурманской области - 8 материалов;
Кандалакшский районный суд Мурманской области - 12 дел;
Кировский городской суд Мурманской области - 5 дел;
Печенгский районный суд Мурманской области - 1 дело;
Полярный районный суд Мурманской области - 3 дела;
Полярнозоринский районный суд Мурманской области - 1 дело;
Североморский районный суд Мурманской области - 5 дел.
По результатам рассмотрения дел и материалов указанной категории судами выносились решения: с удовлетворением требований - 65; с отказом в удовлетворении - 7; производство по делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска - 1.
Из рассмотренных дел обжаловано в вышестоящую инстанцию - 7, из них 6 решений оставлено без изменения, 1 решение отменено.
Защита прав несовершеннолетних и воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации отнесены к числу национальных приоритетов, безопасность и благополучие детства во многом зависят от уровня нормативного регулирования правоотношений в данной сфере, в том числе и деятельности каждого органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В марте 2017 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, основным направлением которой является совершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
На уровне субъекта в Мурманской области изданы:
Приказ Минсоцразвития Мурманской области от 16.08.2016 N 555 "Об утверждении порядка действий специалистов государственных областных учреждений социального обслуживания населения в случае выявления факта насилия или жестокого обращения с ребенком".
Приказ Минсоцразвития Мурманской области от 16.01.2017 N 12 "Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля за деятельностью государственных областных учреждений социального обслуживания населения в части соблюдения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Особенности рассмотрения дел и материалов изучаемой категории
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 1 (2017), "В сфере административных правоотношений. Защита прав несовершеннолетних. Практика Европейского Суда по правам человека", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, судебное разбирательство необходимо организовать таким образом, чтобы были учтены интересы ребенка, его процессуальные права гарантированы, а его вина или невиновность установлены в соответствии с требованиями проведения надлежащей процедуры и принципа законности с учетом специфики деяния, которое он предположительно совершил.
Несовершеннолетние лица и, в частности, малолетние дети, не достигшие возраста наступления уголовной ответственности, заслуживают поддержки и помощи для защиты их прав при применении к ним принудительных мер, даже если они применяются под видом воспитательных мер.
Для наилучшей защиты интересов и благополучия ребенка должны применяться надлежащие процессуальные гарантии, особенно когда речь идет о свободе ребенка. Иной подход поставит детей в менее выгодное положение, чем взрослых, в той же ситуации. Права несовершеннолетних должны быть защищены и обеспечены в адаптированных к возрасту условиях, соответствующих международным стандартам, в частности Конвенции о правах ребенка.
Несмотря на то, что данные вопросы связаны с совершением лицом общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает процедуры их разрешения.
Ряд норм, касающихся рассмотрения указанной категории дел, содержит непосредственно Закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает в отношении несовершеннолетних, совершивших запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, применение таких мер профилактического воздействия, направленных на предотвращение совершения ими повторных деяний, как:
1) направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на основании постановления суда (СУВУЗТ) (пункты 1 - 2 части 4 ст. 15, пункт 1 части 5 ст. 28);
2) направление в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) органов внутренних дел на основании постановления суда (пункт 4 части 2 ст. 22, пункт 1 части 3 ст. 31.2).
Конституция Российской Федерации (части 1 и 2 ст. 118) устанавливает, что судебная власть реализуется посредством только четырех видов судопроизводства:
конституционного, гражданского, административного и уголовного.
Каких-то иных специализированных видов судопроизводства, в том числе установленных в рамках Закона N 120-ФЗ, Конституция не допускает.
Помещение в СУВУЗТ и в ЦВСНП является способом реализации административных функций государства, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В связи с этим в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 8-КГ17-10 и в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, выражена правовая позиция, что рассмотрение дела о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ осуществляется в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По прямой аналогии рассмотрение дел о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП также должно осуществляться в порядке, установленном нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что в настоящее время названный Кодекс не предусматривает специального порядка рассмотрения дел данных категорий, суды используют закрепленные в нем общие принципы и процедуры.
У судов имелись некоторые трудности с определением вида судопроизводства при рассмотрении дел.
Так, Мончегорский городской суд Мурманской области в 2018 году рассмотрел 5 материалов по ходатайству начальника ОМВД России по г. Мончегорску о помещении несовершеннолетних правонарушителей в СУВУЗТ и в ЦВСНП в порядке Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (практика, установленная ранее).
Кроме того, в практике имеется один случай отложения судебного заседания в связи с возникновением спорного вопроса, в каком порядке необходимо рассмотреть ходатайство уполномоченного органа о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП.
Ходатайство органа внутренних дел было принято к производству суда. Данный вопрос рассматривался в судебном заседании.
Так, **.**.2018 в Ленинский районный суд города Мурманска поступило ходатайство начальника отдела полиции N 2 УМВД России по г. Мурманску о направлении Д.А.О. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
**.**.2018 постановлением судьи о назначении судебного заседания рассмотрение данного ходатайства назначено на **.**.2018 в 10:30.
**.**.2018 в судебном заседании судом на обсуждение вынесен вопрос о не возможности рассмотрения ходатайства, в виду того, что оно поступило в порядке уголовного судопроизводства, а сложившаяся в области практика рассмотрения подобных вопросов, относит их к порядку административного судопроизводства.
Выслушав мнение старшего помощника прокурора, а также защитника несовершеннолетнего, которые согласились с данными доводами, суд отложил судебное заседание на **.**.2018, предоставив время уполномоченному органу составить административное исковое заявление (дело N 2а-***/2018, Ленинский районный суд города Мурманска).
Анализ судебной практики показал, что за изучаемый период (2018-1 полугодие 2019 г.г.) фактически все суды Мурманской области перешли на рассмотрение таких дел в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, дела о помещении несовершеннолетних в СУВУЗТ и в ЦВСНП обладают некоторыми особенностями, требующими их специального правового регулирования.
С учетом этого субъектами законодательной инициативы разработан законопроект о внесении дополнений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и в Закон N 120-ФЗ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 51 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Правильное определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося в суд.
На стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Сроки рассмотрения судами административных дел, материалов
Изучение судебной практики показало, что административные дела, материалы в отношении несовершеннолетних, которые были помещены в ЦВСНП на срок 48 часов по постановлению начальника органа внутренних дел, рассматривались судами в установленный законом срок - в течение суток с момента предоставления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока, указанного в пункте 4 ст. 22 Закона N 120-ФЗ (48 часов с момента помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП).
При рассмотрении дел и материалов, по которым несовершеннолетние не задерживались, суды, в основном, придерживались десятидневного срока.
Случаев, когда срок рассмотрения превышал 10 дней в практике, не имелось.
Судебная практика о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП
Согласно п.п. 4, 5 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:
совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного п.п. 1 п. 2 ст. 21 настоящего Федерального закона;
совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
Несовершеннолетние, указанные в п. 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.
В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который входят: период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; время болезни несовершеннолетнего, которое подтверждено учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение; время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (пункт 6 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 31.2 Федерального закона N 120-ФЗ, по результатам рассмотрения административного искового заявления, ходатайства (п. 2 ст. 31.2 120-ФЗ) судья выносит постановление:
- о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;
- об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.
Изучение судебной практики показало, что основаниями помещения несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей являлось необходимость в особых условиях воспитания, обучения и специальном педагогическом подходе, а также обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и предупреждение совершения ими повторных общественно опасных деяний.
В судебном заседании в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" необходимо разъяснять процессуальные права и обязанности участникам разбирательства, о чем должно быть отражено в протоколе судебного заседания.
При этом необходимо помнить что несовершеннолетние, материалы в отношении которых, рассматриваются в рамках ФЗ от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, не являются субъектами уголовного процесса.
"Совершивший общественно опасное деяние или административное правонарушение несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не является субъектом уголовно-правовых отношений" (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 кв. 2009 года).
Перед началом рассмотрения административного искового заявления, ходатайства несовершеннолетнему и его представителям разъясняются их процессуальные права: право знакомиться с представленными в суд материалами, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания, обжаловать судебное постановление (решение).
При рассмотрении административного искового заявления целесообразно разъяснять лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности, предусмотренные КАС РФ.
Кроме того, поскольку рассмотрение материалов предполагает получение объяснений от несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, перечисленным лицам разъясняются положения ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Изучение дел и материалов показало, что при рассмотрении указанной категории дел участникам судебного процесса разъясняются их процессуальные права и обязанности. Право заявлять отводы и самоотводы разъяснены по всем проверенным делам.
Кандалакшский районный суд Мурманской области (дело N 2а-1462/2018).
В протоколе от 12.12.2018 участникам процесса разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 45, 47, 48, 62, 162, 207, 298 КАС РФ, ст. 51 Конституции РФ.
Полярный районный суд Мурманской области (дело N 2а-2/2/202/2019).
В протоколе от 21.08.2019 лицам, участвующим в деле разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 14, 45, 46, 48, 54, 55, 56, 207, 298, КАС РФ
Апатитский городской суд Мурманской области (дело N 2а-693/2019)
В протоколе от 11.06.2019 участникам процесса разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 45, 46, 101 КАС РФ. Прокурору - права, предусмотренные ст. 39 КАС РФ.
Мончегорский городской суд Мурманской области
При рассмотрении ходатайства начальника ОМВД России по городу Мончегорску (материал N 7/1-3/2018) в протоколе от 07.03.2018 сначала подробно разъяснены права несовершеннолетнему (перечислены в протоколе), ст. 51 Конституции РФ, а затем: законному представителю, представителю ОМВД по г. Мончегорску, представителю КДН и ЗП при Администрации г. Мончегорска.
Однако не во всех протоколах отражено, какие именно права и обязанности разъяснены.
Так, при рассмотрении административного дела N 2а-507/2018 Кировским городским судом Мурманской области в протоколе судебного заседания от 13.09.2018 указано: "Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности", без ссылки на указание норм права.
Также не во всех протоколах судебного заседания имеется отметка о разъяснении участникам процесса, что ведется аудиозапись протокола судебного заседания.
Анализ судебной практики показал, что суды в основном правильно применяли законодательство, регулирующее вопросы о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Так, решением Ленинского районного суда города Мурманска от **.**.2018 административное исковое заявление начальника отдела полиции N 2 УМВД России по г. Мурманску о помещении несовершеннолетней С.С.В., 2002 г.р. в ЦВСНП г. Мончегорска Мурманской области удовлетворено.
Судом постановлено: "поместить несовершеннолетнюю С.С.В. в "Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей" города Мончегорска Мурманской области на 30 (тридцать) суток, срок исчислять с момента ее фактического помещения в ЦВСПН".
При рассмотрении дела судом установлено, что несовершеннолетняя С.С.В. впервые попала в поле зрения правоохранительных органов в декабре 2016 года, в связи с тем, что в подъезде дома употребляла алкогольный напиток. По данному факту в отношении ее матери Ц.Н.В. отделом полиции был составлен административный протокол по статье 20.22 КоАП РФ.
**.**.2017 года постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Ленинского административного округа г. Мурманска Ц.Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, назначено административное наказание в виде административного штрафа. С учетом ходатайства МБОУ г. Мурманска "СОШ N***", в котором несовершеннолетняя С.С.В. обучается и характеризуется положительно, принято решение не ставить ее на учет в отделе полиции, а ограничиться постановкой на внутришкольный учет.
Вместе с тем, проведенными профилактическими мероприятиями со стороны администрации школы поведение несовершеннолетней стабилизировать не удалось.
Постановлением инспектора ПДН отдела полиции N 2 УМВД России по г. Мурманску от **.**.2017 в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 115 УК РФ в отношении С.С.В. отказано в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности.
**.**.2017 несовершеннолетняя С.С.В. поставлена на профилактический учет в отделе полиции по основанию, предусмотренному пунктом 49.1.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845.
Вместе с тем, несмотря на проведение отделом ПДН профилактической работы с несовершеннолетней, мероприятий по ее вовлечению в учебный процесс, организации досуга в свободное от учебы время, последняя должных выводов не сделала.
В связи с совершением **.**.2017 совместно с вовлеченным ею малолетним лицом хищения имущества, принадлежащего ООО "О КЕЙ", на общую сумму 9330,64 руб., **.**.2017 года отделом полиции N 1 УМВД России по г. Мурманску в отношении С.С.В. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 УК РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района г. Мурманска от **.**.2018 к С.С.В. применены принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные пунктами "б, г" части 2 статьи 90 УК РФ в виде передачи ее под надзор матери Ц.Н.В., ограничения досуга.
В связи с совершением С.С.В. **.**01.2018 мелкого хищения товара в магазине "О, КЕЙ", отделом полиции отказано в возбуждении в отношении С.С.В. дела об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, в связи с не достижением возраста привлечения к административной ответственности.
**.**.2018 поведение несовершеннолетней вновь рассмотрено на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления Ленинского административного округа г. Мурманска, по результатам которого несовершеннолетняя признана находящейся в социально опасном положении, законному представителю рекомендовано усилить контроль за ее поведением.
**.**.2018 С.С.В. вновь совершено общественно опасное деяние, предусмотренное частью 1 статьи 159 УК РФ.
**.**.2018 инспектором ОДН ОУУП и ПДН отдела полиции N 1 УМВД России по г. Мурманску в возбуждении уголовного дела в отношении С.С.В. отказано в связи с не достижением ею возраста привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии с характеристикой, данной МБОУ г. Мурманска СОШ N ***, С.С.В. с учебной программой справляется, учится в основном на удовлетворительные оценки, пропусков уроков без уважительных причин не допускает. Показала себя как дисциплинированная ученица, к конфликтам не склонна.
Разрешая возникший спор, проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив представленные по делу доказательства, с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для защиты жизни и здоровья несовершеннолетней С.С.В., корректировки ее поведения, а также в целях предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, несовершеннолетняя нуждается в помещении в ЦВСПН сроком на 30 суток.
При этом суд правомерно исходил из того, что меры воспитательного характера, примененные к несовершеннолетней, положительных результатов не приносят, законный представитель не в силах обеспечить ее законопослушное поведение, оградить от совершения повторных противоправных деяний, которые совершены неоднократно.
В данном случае наличие положительной характеристики с места учебы не может служить поводом для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку факт совершения общественно опасных деяний до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, имеет место. Для обеспечения защиты жизни и здоровья несовершеннолетней, а также предупреждения совершения последней повторного общественно опасного деяния суд обоснованно пришел к выводу о необходимости и целесообразности помещения С.С.В. в Центр временного содержания. Решение оставлено без изменения (дело N 2а-***2018, Ленинский районный суд города Мурманска).
Решением Ленинского районного суда города Мурманска удовлетворены административные исковые требования начальника отдела полиции N 2 УМВД России по г. Мурманску о помещении несовершеннолетнего К.Е.Д. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей г. Мончегорска Мурманской области.
К.Е.Д. помещен в "Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей" города Мончегорска Мурманской области на срок 30 суток, который необходимо исчислять с момента его фактического помещения в указанный Центр.
В судебном заседании судом установлено, что несмотря на проведенную школой, отделом полиции, КДН и ЗП профилактическую работу поведение несовершеннолетнего по-прежнему носит общественно-опасный характер, должных выводов он не делает, законный представитель не в силах обеспечить его законопослушное поведение, оградить от совершения, в том числе в группе несовершеннолетних лиц, повторных противоправных деяний.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что для корректировки поведения, в целях предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, К.Е.Д. нуждается в помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (дело N 2а-***/2019, Ленинский районный суд города Мурманска).
Вместе с тем, на практике возникают случаи, когда в судебном заседании судьей выявляются какие-либо обстоятельства, исключающие возможность принятия обоснованного и законного решения, либо материалы не содержат достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
В таких случаях суды выносили решения об отказе в удовлетворении административного иска о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Так, решением Полярного районного суда Мурманской области от **.**.2019 по административному исковому заявлению ОМВД России по ЗАТО Александровск Мурманской области к несовершеннолетнему С.Д.С., 2007 г.р. о помещении его в ЦВСПН ОВД России по г. Мончегорску Мурманской области отказано.
Из материалов дела следует, что **.**.2018 инспектором ПДН ГУУП и ПДН ОП по обслуживанию г. Гаджиево ОМВД России по ЗАТО Александровск вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ в отношении несовершеннолетнего С.Д.С., по основанию п. 2 ст. 24 УПК РФ.
Согласно учетно-профилактической карточке несовершеннолетний С.Д.С. **.**.2018 поставлен на профилактический учет.
**.**.2018 на основании п. 62.1 Приказа МВД РФ от 15.10.2013 N 845 С.Д.С. снят с профилактического учета по исправлению.
Однако 14.11.2018 С.Д.А. вновь совершил общественно опасное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ хищение детского самоката. По данному факту **.**.2018 инспектором ПДН ГУУП и ПДН ОП по обслуживанию г. Гаджиево ОМВД России по ЗАТО Александровск вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ по основанию п. 2 ст. 24 УПК РФ.
Административный ответчик несовершеннолетний С.Д.С. с **.**.2018 повторно поставлен на профилактический учет в ГДН ОМВД по ЗАТО Александровск в соответствии с п. 49.1.6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" как совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
**.**.2018 постановлением КДН и ЗП ЗАТО Александровск С.Д.С. признан виновным в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ и в качестве меры общественного воздействия ему вынесено предупреждение.
**.**.2018 постановлением КДН и ЗП ЗАТО Александровск С.Д.С. признан виновным в совершении общественно опасного деяния по ч. 1 ст. 158 УК РФ и передан под надзор родителей.
Кроме того, **.**.2018 постановлением КДН и ЗП ЗАТО Александровск З.С.М. - мать малолетнего С.Д.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
При принятии решения об отказе суд руководствовался положениями Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ, согласно которым материалы в отношении несовершеннолетних направляемые в суд, должны содержать достаточные сведения, подтверждающие совершение:
общественно-опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности за это деяние, а также указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, то есть данные свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно - опасного деяния.
О необходимости обеспечения защиты жизни и сохранения здоровья могут свидетельствовать: данные о невозможности проживания несовершеннолетнего в семье с родителями или законными представителями; о ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей по содержанию несовершеннолетнего; об отрицательном влиянии родителей на поведении несовершеннолетнего или жестокое обращение с ним; о преследовании несовершеннолетнего соучастниками противоправного деяния; об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, спиртных напитков и др.
О необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния могут свидетельствовать особенности личности несовершеннолетнего, его социальная направленность, поведение несовершеннолетнего до и после совершения противоправного деяния, наличие контроля со стороны родителей, законных представителей за поведением несовершеннолетнего, общее количество противоправных деяний и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетним и др.
Правовая природа института помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП не предполагает его наказание в виде изоляции от общества на неопределенный срок, а является лишь исключительной мерой профилактического воздействия, когда исчерпаны иные меры воздействия.
В нарушение указанных требований, в административном исковом заявлении, а также в судебном заседании административным истцом не приведено достаточно данных, указывающих на исключительность применения такой меры профилактического воздействия на несовершеннолетнего С.Д.С, как помещение его в ЦВСНП.
Из предоставленных суду материалов следовало, что С.Д.С. в целом характеризуется положительно. В его семье созданы все условия для жизни, учебы и отдыха. В настоящее время законным представителем усилен родительский контроль.
Данные обстоятельства свидетельствовали о том, что возможность осуществления достаточного контроля над несовершеннолетним со стороны родителей не утрачена. С.Д.С. воспитывается в благополучной семье, и его поведение может быть исправлено применением других воспитательных мер.
Суду не предоставлено убедительных доказательств того, что помещение несовершеннолетнего С.Д.С. в ЦВСНП необходимо для обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего или предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния, необходимость для него в настоящий момент особых условий воспитания и обучения (Дело N 2а-***/2/2019, Полярный районный суд Мурманской области).
Первомайским районным судом города Мурманска рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению начальника отдела полиции N 3 УМВД России по г. Мурманску о помещении несовершеннолетнего Г.Р.С., 2004 г.р. в ЦВСНП ОМВД России города Мончегорска Мурманской области сроком на 30 суток.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд материалы, из которых следует, что **.**.2019 несовершеннолетний Г.Р.С. поставлен на профилактический учет ОУУП и ПДН ОП N 3 УМВД России по г. Мурманску, по основанию, предусмотренному п. 49.1.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (утвержд. приказом МВД России от 15.10.2015 N 845), и в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", то есть за совершение общественно-опасного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "а", ч. 3 ст. 111, ст. 116 УК РФ, и не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа МВД России N 845 следует читать как "15 октября 2013 года"
В ходе заседания комиссии **.**.2019 г. Г.Р.С. пояснил, что нанес Б. только один удар по ягодице ногой, обутой в ботинок, причиной совершения правонарушения назвал распространение последним порочащих сведений об У., с которой он в то время встречался. Раскаяния по поводу произошедшего не высказал, своего поступка не стыдится.
Признал, что допускал курение табака на территории школы, однако курение в помещениях школы категорически отрицал. Не согласен с характеристикой, поступившей из школы, считает, что опаздывает на уроки редко, полагает, что его поведение в школе соответствует нормам. В системе занимается хоккеем, тренировки не пропускает. Обещал впредь правонарушений не совершать, более ответственно относиться к обучению в школе.
Г.С.Е. пояснил, что он и его супруга никаких мер для коррекции поведения сына, кроме воспитательных бесед и запрета использования гаджетов, не предпринимали.
Указанное общественно опасное деяние, несовершеннолетним Г.Р.С. совершено не впервые.
Ранее его поведение рассматривалось на заседаниях КДН и ЗП Управления Первомайского округа г. Мурманска, а именно **.**.2015 за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 158 УК РФ (до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности); **.**.2016 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (до достижения возраста привлечения к административной ответственности).
**.**.2019 Г.Р.С. признан лицом, находящимся в социально опасном положении.
**.**.2019 отец несовершеннолетнего Г.С.Е. привлекался к административной ответственности по части 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию сына.
Согласно акту обследования материально-бытовых условий от **.**.2019 г. несовершеннолетний Г.Р.С. воспитывается в полной семье, семья проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире, где созданы благоприятные условия для полноценного роста и развития несовершеннолетнего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время родители обеспечивают надлежащий контроль за посещением сына образовательного учреждения и его досугом.
Несовершеннолетний занимается в спортивной секции, занятия посещает постоянно, о наличии отрицательных характеристик со стороны тренера сведений не имеется. Кроме того Г.Р.С. ходит на занятия с психологом.
При данных обстоятельствах, суд отнесся критически к доводу представителя административного истца о возможном посягательстве на жизнь и здоровье несовершеннолетнего в период его безнадзорных прогулок, что исключает временное помещение подростка в ЦВСНП.
Доказательств склонности Г.Р.С. к совершению новых общественно опасных деяний административным истцом не представлено.
Противоправное поведение допускалось несовершеннолетним в 2015 - 2016 году, что соответствует его возрасту 10-11 лет. До совершения противоправных действий осенью 2018 года и по настоящее время сведений о совершении Г.Р.С. проступков, материалы дела не содержат.
Указанные деяния судом не расценены как продолжающееся противоправное поведение ребенка, в виду длительности периодов времени между ними.
Кроме того, в материалах дела не нашли своей оценки меры, принимаемые родителями к несовершеннолетнему для коррекции его поведения, отсутствовало мнение социального педагога или психолога школы, тренера спортивного клуба, обстоятельства возможного конфликта учащегося с педагогом и его влияния на поведение подростка, отсутствовали доказательства принимаемых мер профилактики со стороны сотрудников ПДН ОП N 3 УМВД России по городу Мурманску.
Принимая во внимание данные, характеризующие личность Г.Р.С., суд пришел к выводу об отсутствии необходимости направления несовершеннолетнего в ЦВСНП г. Мончегорска, в том числе для достижения целей, указанных административным истцом. В удовлетворении требований по административному исковому заявлению отказано (дело N 2а-***/2019, Первомайский районный суд города Мурманска).
Также, в связи с формальным подходом органа внутренних дел при подготовке и направлении в суд административного искового заявления и приложенных к нему документов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП судами вынесены решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по делам:
Североморский районный суд - дело N 2а-***/2018;
Кольский районный суд - дело N 2а-***/2018;
Кандалакшский районный суд - дело N 2а-***/2018.
Вместе с тем, судам необходимо учитывать, что требования к документам, содержащимся в материалах, должны быть основаны на законе.
Так, например нельзя требовать в обязательном порядке заключение учреждения здравоохранения для направления в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и руководствоваться при этом п. 6 ч. 1 ст. 27 Закона, т.к. это предусмотрено только для специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Апелляционной инстанцией отменено одно решение по административному делу в связи с неправильным применением судом материального права
Согласно статье 2 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, называют лицо, которое вследствие беспризорности или безнадзорности находится о обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его содержанию или воспитанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия (статья 1 Федерального закона N 120-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом.
Согласно статье 9 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Статья 37 Конвенции предусматривает чтобы ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством (статья 22 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") центры временного содержания не предназначены для осуществления воспитательного надзора за несовершеннолетним и образовательной деятельности, поскольку предназначаются для временного содержания несовершеннолетних в течение времени, пока ищется более подходящий вариант размещения, такой как возврат в семью или помещение в образовательное учреждение.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении ЕСПЧ от 23.03.2016 "Дело "Блохин (Blokhin) против Российской Федерации" (жалоба N 47152/06).
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от **.**.2019 удовлетворено административное исковое заявление начальника отдела полиции N 3 УМВД России по г. Мурманску о помещении в ЦВСНП несовершеннолетней М.М.О., 2006 г.р., на срок 30 суток, который необходимо исчислять с момента ее фактического помещения в ЦВСНП.
В связи с совершением общественно опасного деяния М.М.О. поставлена на профилактический учет ОУУП и ПДН ОП N 3 УМВД по городу Мурманску.
Постановлением КДН и ЗП управления Первомайского административного округа города Мурманска от **.**.2018 несовершеннолетняя М.М.О. признана находящейся в социально опасном положении в связи с совершением общественно опасного деяния.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции принял во внимание данные, характеризующие личность М.М.О., обстоятельства совершения общественно опасного деяния (умышленное причинение **.**.2018 малолетней Р.В.Н. телесных повреждений, опасного деяния, совершенного с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, группой лиц по предварительному сговору, по признакам преступления, предусмотренного п.п. "в, г" ч. 2 ст. 112 УК РФ), пришел к выводу о том, что для корректировки поведения М.М.О., а также в целях предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, несовершеннолетняя нуждается в помещении в ЦВСНП на срок 30 суток.
С выводами суда не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что несовершеннолетняя состоит на профилактическом учете, комплекс профилактических мероприятий дал положительный результат, со стороны законного представителя осуществляется надлежащий контроль за поведением несовершеннолетней, фактов совершения М.М.О. новых правонарушений не имеется, а ранее в поле зрения органов полиции она не попадала, в условиях семьи и по месту обучения в школе созданы благоприятные условия, обеспечен образовательный и воспитательный процесс, судебная коллегия пришла к выводу, что доказательств нуждаемости несовершеннолетней в особых условиях воспитания, обучения и специальном педагогическом подходе не имеется.
Кроме того, судебная коллегия не согласилась и с выводом суда первой инстанции об активной роли М.М.О. в совершении общественно опасного деяния, поскольку постановлением о прекращении уголовного дела от **.**.2018 данные выводы суда не подтверждаются.
Сам по себе факт того, что несовершеннолетняя совершила общественно опасное деяние, за которое не была привлечена к уголовной ответственности в связи с тем, что не достигла возраста уголовной ответственности, не может служить основанием для ограничения свободы и помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Помещение несовершеннолетней в ЦВСНП равносильно ее лишению свободы, поскольку центр является охраняемым учреждением закрытого типа, при поступлении в которое у несовершеннолетних изымают все личные вещи, и к ним применяется дисциплинарный режим (Приказ МВД России от 01.09.2012 N 839).
Такое ограничение свободы было бы возможно только при наличии одного из дополнительных условий, перечисленных в подпункте 4 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от **.**.2019 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований по административному иску отказано (дело N 2а-***/2019, Первомайский районный суд).
Рассмотрение административного искового заявления о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП для проведения медицинского освидетельствования
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относит к ведению суда рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, определяя порядок и сроки их рассмотрения, а также порядок обжалования соответствующего постановления судьи.
Пунктами 4 - 7 статьи 15 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусмотрено, что несовершеннолетний, нуждающийся в особых условиях воспитания, обучения, который совершил противоправное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях (п. 8 ст. 15 Закона).
Согласно Перечню заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518, любая форма активного туберкулеза, невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, расстройства психологического развития являются заболеваниями, препятствующими содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
По правилам пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа медицинские организации проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:
1) постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или иных законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет;
2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.
Согласно пункту 3.2 статьи 26 Федерального закона N 120-ФЗ заявление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей рассматривается судьей единолично в течение трех суток с момента его подачи.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26 Федерального закона N 120-ФЗ к названному заявлению должны быть приложены:
1) материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов;
2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
3) постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, и материалы, подтверждающие факт отказа несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от медицинского освидетельствования.
Заявление подается начальником органа внутренних дел или прокурором по месту жительства несовершеннолетнего.
По результатам рассмотрения заявления судья выносит постановление (решение по административному делу) о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей или об отказе в удовлетворении заявления о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего.
За изучаемый период рассмотрено три административных исковых заявления о направлении несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование.
Так, в Североморский районный суд Мурманской области **.**.2019 с административным исковым заявлением обратился начальник МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной о помещении несовершеннолетнего Т.Р.А., 2006 г.р., в ЦВСНП УМВД России по Мурманской области на срок до **.**.2019.
Основанием для подачи административного иска явилось то, что Т.Р.А. злостно уклоняется от прохождения медицинской комиссии и психолого-психиатрической комиссии органа управления образования, которые необходимы для решения вопроса о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Судом установлено, что Т.Р.А. в назначенное время **.**.2019 и **.**.2019 не явился в детскую поликлинику ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск" для прохождения медицинской комиссии, что подтверждается справкой ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск" от **.**.2019.
Постановлением ВРИО начальника МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной от **.**.2019 несовершеннолетний Т.Р.А. повторно направлен на медицинское освидетельствование в ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск".
Однако законный представитель несовершеннолетнего Лукьянова Ю.В. отказалась от медицинского освидетельствования ее сыном, пояснив, что не может обеспечить его своевременную явку в лечебное учреждение, он не желает туда идти, о чем свидетельствует собственноручно написанное Л.Ю.В. заявление от **.**.2019.
Факты уклонения от прохождения медицинской комиссии несовершеннолетним подтверждаются также представленными в материалы дела уведомлениями Л.Ю.В. и Т.Р.А. о необходимости пройти медицинское освидетельствование от **.**.2019, их объяснениями от **.**.2019.
Изучив представленные материалы, проанализировав установленные обстоятельства в их совокупности, выслушав мнения участников процесса (представителя административного истца, представителя КДН и ЗП, педагога, помощника прокурора), которые настаивали на удовлетворении административного искового заявления, а также мнения административного ответчика Т.Р.А., законного представителя несовершеннолетнего Л.Ю.В., защитника несовершеннолетнего, просивших отказать в удовлетворении административного иска суд, принимая во внимание противоправное поведение несовершеннолетнего Т.Р.А., подтвержденное представленными доказательствами в материалы дела, удовлетворил требования административного истца о помещении Т.Р.А. в ЦВСНП УМВД России по Мурманской области на срок до **.**.2019.
Решение обращено к немедленному исполнению. Исполнение решения поручено ОУУП и ПДН МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной (дело 2а-***/2019, Североморский районный суд Мурманской области).
Аналогично рассмотрено административное дело N 2а-**/2019 Кандалакшским районным судом Мурманской области.
**.**.2018 в Кандалакшский районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением обратился начальник МО МВД России "Кандалакшский" о незамедлительном помещении несовершеннолетнего М.К.С., 2005 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску на срок до **.**.2019 по основанию, что несовершеннолетний злостно уклоняется от прохождения медицинской комиссии и психолого-психиатрической комиссии органа управления образования.
Изложенные в административном иске доводы подтверждены представленными суду материалами, в том числе рапортами и справками должностных лиц.
Проанализировав установленные обстоятельства, учитывая мнение участников судебного заседания и состояние здоровья несовершеннолетнего, суд пришел к выводу о том, что последний злостно уклоняется от медицинского освидетельствования, чем препятствует рассмотрению вопроса о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от **.**.2019 административный иск удовлетворен.
Судом постановлено решение: "Незамедлительно поместить несовершеннолетнего М.К.С. в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску Мурманской области для прохождения медицинской комиссии, а также психолого-психиатрической комиссии органа управления образования об отсутствии у подростка противопоказаний для помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, на срок до **.**.2019" (дело N 2а-***/2019 Кандалакшский районный суд Мурманской области).
В одном случае ходатайство органов внутренних дел удовлетворено частично.
Так, **.**.2018 в Мончегорский городской суд Мурманской области поступило ходатайство начальника ОМВД России по г. Мончегорску о помещении несовершеннолетней Д.Е.А. в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску для прохождения медицинского освидетельствования сроком до 30 суток.
В судебном заседании установлено, что **.**.2017 несовершеннолетняя Д.Е.А. совершила деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 УК РФ. По данному факту **.**.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с недостижением несовершеннолетней возраста наступления уголовной ответственности.
Несовершеннолетняя Д.Е.А. многократно рассматривалась на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Мончегорска в связи с совершением мелких хищений, нахождением в состоянии алкогольного опьянения.
**.**.2018 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Д.Е.А. по ст.ст. 30 ч. 3, 158 ч. 1 УК РФ.
Помимо фактов совершения несовершеннолетней Д.Е.А. общественно опасных деяний, при вынесении решения суд также учитывал, что по месту учебы в СОШ N 1 она характеризуется отрицательно, успеваемость снизилась, имеет пропуски занятий без уважительных причин.
Для определения возможности помещения несовершеннолетней Д.Е.А. в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа ей необходимо пройти медицинское, в том числе психиатрическое освидетельствование, от которого несовершеннолетняя злостно уклоняется, о чем в материале, представленном суду, имеются подтверждения.
Мать несовершеннолетней - П.Н.В. влияния на дочь не имеет, как и не может обеспечить и проконтролировать прохождение несовершеннолетней Д. Е.А. медицинского освидетельствования.
Между тем, суд, принимая решение об удовлетворении ходатайства, посчитал, что время для прохождения медосвидетельствования в ЦВСНП необходимо сократить Д.Е.А. до 15 суток, посчитав указанный срок достаточным.
Также в резолютивной части постановления указано, что срок по постановлению суда необходимо исчислять со дня фактического помещения несовершеннолетней в учреждение (материал N 7-**/2018, Мончегорский городской суд Мурманской области).
Сроки, назначаемые судами по делам о направлении несовершеннолетнего в ЦВСНП
Помещению в ЦВСНП подлежат несовершеннолетние, указанные в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, каковыми являются: приговор суда или постановление (решение) судьи - в отношении несовершеннолетних, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также постановление (решение) судьи - в отношении всех остальных вышеперечисленных категорий несовершеннолетних, подлежащих направлению в ЦВСНП, кроме направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Также основанием для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП может быть постановление начальника органа внутренних дел, его заместителей - начальника криминальной милиции или начальника милиции общественной безопасности либо оперативного дежурного, однако при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по указанным основаниям он может содержаться там не более 2-х суток, то есть 48-ми часов.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в ЦВСНП, проводится в течение всего времени нахождения в ЦВСНП по общему правилу с учетом возраста, индивидуальности несовершеннолетнего, а также с учетом общественной опасности совершенных несовершеннолетним правонарушений.
В ходе проведения индивидуальной профилактической работы выясняются условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье; их личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения; недостатки в деятельности организаций и учебных заведений, способствующие совершению правонарушений; факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести; места сбыта похищенного; случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность; факты совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних.
Если личность доставленного в ЦВСНП несовершеннолетнего не установлена либо несовершеннолетний скрывает свои данные, то сотрудники принимают меры к установлению личности доставленных по имеющимся у несовершеннолетних документам, используя сведения об их родителях или законных представителях, а также путем направления запросов в соответствующие органы внутренних дел, другие организации и учебные заведения.
Устанавливаются обстоятельства задержания несовершеннолетнего, путь его следования, вид транспорта, места возможного проживания, источники и средства существования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления личности несовершеннолетних.
В течение суток после установления личности несовершеннолетнего сведения о его месте нахождения направляются в соответствующие органы внутренних дел, родителям или законным представителям, а также в заинтересованные органы.
В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного п.п. 1 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона N 120-ФЗ, срок пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП ограничен 30-ю сутками, однако в исключительных случаях по постановлению суда указанный срок может быть продлен до 45 суток.
При принятии решения о необходимости направления несовершеннолетнего в ЦВСНП суды в основном определяли конкретный срок нахождения указанного лица в ЦВСНП, мотивируя по каждому отдельному случаю свою позицию.
Например: в резолютивной части решения Апатитского городского суда по административному делу N 2а-***/2019 указано: "...Поместить несовершеннолетнюю И.А.А., 2005 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком на 20 (двадцать) суток".
В резолютивной части решения Печенгского районного суда по административному делу N 2а-***/2019 указано: "...Поместить несовершеннолетнего Я.А.Р., 2008 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком на 30 (тридцать) суток".
Между тем, в практике выявлены многочисленные нарушения не указания конкретного срока, на который несовершеннолетний помещается в ЦВСНП в резолютивной части решений суда по административным делам.
Например: в резолютивной части решения Североморского районного суда по административному делу N 2а-***/2018 указано: "...Поместить несовершеннолетнего К.Д.Д., 2006 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком до 30 (тридцати) суток".
В резолютивной части решения Кировского городского суда по административному делу N 2а-***/2018 указано: "...Поместить несовершеннолетнего М.Н.Д., 2005 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком до 30 (тридцати) суток".
В резолютивной части решения Кировского городского суда по административному делу N 2а-***/2019 указано: "...Поместить несовершеннолетнего Ч.В.Ю., 2007 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком до 30 (тридцати) суток".
В резолютивной части решения Североморского районного суда по административному делу N 2а-***/2018 указано: "...Поместить несовершеннолетнего Т.Р.А., 2006 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком до 30 (тридцати) суток".
В резолютивной части решения Североморского районного суда по административному делу N 2а-***/2019 указано: "...Поместить несовершеннолетнего Ш.Н.Н., 2005 г.р., в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком до 30 (тридцати) суток".
Представляется, что суды, не определяющие конкретный срок нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП, полагают, что полномочия по определению срока необходимого для проведения профилактической работы с несовершеннолетними, помещенными в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, определяется педагогами и психологами центра, исходя из конкретных обстоятельств совершаемых правонарушений, особенностей личности.
Между тем, не указание судом определенного срока нахождения несовершеннолетнего в ЦВСНП дает возможность двоякого толкования периода нахождения ребенка в центре.
Порядок определения времени нахождения несовершеннолетнего правонарушителя в случаях, где конкретная дата не указана необходим, как раз, при принятии решений в отношении несовершеннолетних детей, помещенных в ЦВСНП: "...если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям ...".
Судебная практика о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ
В рассмотрении административного дела о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа участвует тот же круг лиц, что и при рассмотрении материала о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: административный истец, административный ответчик - несовершеннолетний, его законный представитель, защитник несовершеннолетнего, прокурор. Их участие в рассмотрении дела является обязательным.
По всем изученным делам при рассмотрении таких дел, материалов, как правило, участвуют несовершеннолетний, его законные представители, прокурор, защитник-адвокат, представители подразделений по делам несовершеннолетних, представители центра временного содержания, педагоги, представители Управления образования.
Данное положение всеми судами соблюдается, случаев рассмотрения дел, материалов в отсутствие указанных лиц не имеется.
Согласно п.п. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Согласно п. 7 ст. 15 Закона несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Решение судьи должно содержать анализ представленных в суд материалов, обстоятельств совершенного несовершеннолетним правонарушения, степень его тяжести, данные о личности несовершеннолетнего, его отношении к совершенному проступку, мнение участников процесса, на основании которых суд делает вывод о необходимости (ее отсутствии) направления несовершеннолетнего в спецучреждение закрытого типа на конкретный срок.
Анализ административных дел показал, что в основном в специальные учреждения закрытого типа помещались несовершеннолетние, совершившие в течение длительного времени несколько правонарушений и, как правило, ранее помещавшиеся в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей для корректировки поведения.
По изученным делам наибольшая часть несовершеннолетних, на основании решения суда была направлена в СУВУЗТ на максимальный срок 3 года.
При этом судьи обосновывают назначение несовершеннолетнему максимального срока помещения в учреждение.
Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ одним из вариантов принятого судебного решения по результатам рассмотрения материала о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ является постановление о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение.
О включении данных периодов в общий срок содержания несовершеннолетнего в СУВУЗТ должно быть прямо и конкретно указано в постановлении судьи о помещении несовершеннолетнего в это учреждение.
Из изученных материалов следует, что в решениях суды указывают срок, на который несовершеннолетний помещается в СУВУЗТ, и отмечают о начале его исчисления.
В резолютивной части решения имеются отметки об исчислении этого срока с момента помещения подростка в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.
Указание конкретного срока, на который несовершеннолетний помещается в СУВУЗТ, отвечает целям соблюдения принципа индивидуального подхода к рассмотрению каждого дела.
Закон предусматривает возможность продления срока пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ или, наоборот, досрочного прекращения его пребывания в этом учреждении (п. 7 ст. 15).
При удовлетворении требований административных истцов о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ на максимальный срок суды тщательно изучали представленные материалы и доказательства, исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Так, решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от **.**.2019 удовлетворено административное исковое заявление врио начальника МО МВД России "Кандалакшский" о помещении несовершеннолетнего Б.Р.С., 2005 г.р., в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для корректировки его поведения.
Судом постановлено: "поместить несовершеннолетнего Б.Р.С., в СУЗУВТ для корректировки его поведения сроком на 3 года, через незамедлительное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОМВД России по г. Мончегорску сроком на 30 суток.
Срок нахождения Б.Р.С. в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа исчислять с **.**.2019.
Зачесть в срок содержания несовершеннолетнего Б.Р.С. в СУВУЗТ время нахождения его в ЦВСНП".
Из материалов административного дела следует, что Б.Р.С. с **.**.2015 состоит на профилактическом учете в правоохранительных органах и учреждениях муниципальной системы профилактики за самовольный уход из семьи.
Неоднократно допускал совершение общественно опасных и противоправных деяний, за которые к уголовной и административной ответственности не привлекался, поскольку не достиг возраста, с которого наступает уголовная и административная ответственность, уклонялся от учебного процесса, бродяжничал.
Несмотря на проведенную специалистами муниципальной системы профилактики, отдела полиции и учебного заведения профилактическую работу, несовершеннолетний должных выводов для себя не сделал, на проводимые профилактические мероприятия не реагировал.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц: инспектор ПДН ОУУП и по делам несовершеннолетних МО МВД РФ "Кандалакшский" по доверенности С.А.В.; представитель Комиссии ПДН и ЗП администрации МО Кандалакшский район; представитель ЦВСПН ОМВД России города Мончегорска Мурманской области; социальный педагог ГОБОУ "Кандалакшская коррекционная школа-интернат" Д.А.Н., педагог ГОБОУ "Кандалакшская коррекционная школа-интернат" Н.Н.В. административные исковые требования поддержали.
Несовершеннолетний Б.Р.С. в судебном заседании согласился на помещение его в СУВУЗТ на срок до полутора лет. Законный представитель несовершеннолетнего Б.Р.С. - С.Н.С. не возражала против помещения сына в СУВУЗТ на срок 2 года. Адвокат Ш.К.Л. поддержал позицию несовершеннолетнего о помещении его в СУВУЗТ сроком до 1 года.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что постановлениями Кандалакшского районного суда Мурманской области от **.**.2017, **.**.2018, **.**.2018 несовершеннолетний Б.Р.С. за совершение общественно опасных деяний помещался в ЦВСНП ОМВД России по г. Мончегорску сроком на 30 суток.
Несмотря на проведенные профилактические мероприятия со стороны органов и учреждений муниципальной системы профилактики поведение совершеннолетнего стабилизировать не удалось.
Постановлением следователя следственного отдела по городу Кандалакша СУ Следственного комитета РФ от **.**.2018 прекращено уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего Б.Р.С. по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 166 УК РФ, поскольку он не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
В соответствии с характеристикой, данной ГОБОУ "Кандалакшская коррекционная школа-интернат", Б.Р.С. обучается в 7 классе. С программой коррекционной школы справляется удовлетворительно, предпочитает быть в центре внимания, добиваясь этого негативными поступками, устраивает драки, беспричинно избивает более слабых одноклассников, на замечания педагогов и дежурных не реагирует. Бродяжничает, на улице выпрашивает деньги у прохожих, курит.
За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей мать несовершеннолетнего - С.Н.С. многократно привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что для защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего Б.Р.С, корректировки его поведения, а также в целях предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний, несовершеннолетний нуждается в особых условиях содержания, обучения и воспитания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
При этом суд правомерно исходил из того, что пребывание Б.Р.С. в ЦВСНП положительных результатов не принесло, законный представитель не может обеспечить контроль за поведением и обучением сына.
Кроме того, судом принято во внимание отсутствие у несовершеннолетнего заболеваний, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетнего в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, о чем составлено соответствующее медицинское заключение от **.**.2019.
С доводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда (дело N 2а-***/2019, Кандалакшский районный суд Мурманской области).
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" материалы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.
Нарушений сроков направления материалов в отношении несовершеннолетних правонарушителей в суд не выявлено. В отдельных случаях указанный срок продлевался до 30 суток.
При рассмотрении дел, материалов судами учитывалась практика Европейского суда по правам человека, в том числе, в части предоставления несовершеннолетнему доступа к правовой помощи во время судебного разбирательства, исследования доказательств в его присутствии (постановление ЕСПЧ "Блохин против России" по жалобе N 47152/06)
В целом, не смотря на пробелы в законодательстве, полагаем, что суды правильно рассматривают дела изученной категории, следят за изменениями судебной практики, тщательно исследуют материалы, серьезно подходят к вопросам о соблюдении прав несовершеннолетних.
Судебная коллегия по гражданским делам |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами Мурманской области в 2018 - 1 полугодии 2019 года дел о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
Текст справки опубликован не был