Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму от 11 июня 2020 года
N А-02/1Т-284
Вопросы о проблемах правового регулирования обращения взыскания на денежные выплаты социального характера в рамках исполнительного производства
В целях защиты прав граждан и исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера Федеральным законом от 21 февраля 2019 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" были внесены изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в соответствии с которыми для банков была установлена обязанность по исполнению содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств с учетом положений статей 99 и 101 Закона N 229-ФЗ и установлен порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона N 229-ФЗ. Данные изменения вступили в силу 1 июня 2020 года.
При применении соответствующих правовых норм у банков возникли следующие вопросы, оперативное разрешение которых имеет большое практическое значение для должников, взыскателей и банков.
1. Согласно части 5 статьи 70 Закона N 229-ФЗ (в редакции Закона N 12-ФЗ) банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона N 229-ФЗ, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Статья 99 Закона N 229-ФЗ регулирует размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. При этом четкие критерии определения "иных доходов" положениями Закона N 229-ФЗ не закреплены.
Указанием Банка России от 14 октября 2019 года N 5286-У "О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств" (далее - Указание N 5286-У) установлено три кода, позволяющих идентифицировать перечисления по видам дохода, в том числе код "1", используемый при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания.
При этом пунктом 2 Указания N 5286-У установлено, что при переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается.
С учетом изложенного, а также в целях правильного соблюдения требований закона представляется необходимым:
1) уточнить, по какому признаку можно однозначно классифицировать доходы, относящиеся к иным доходам, регулируемым статьей 99 Закона N 229-ФЗ;
2) разъяснить следующие вопросы:
- правильно ли банки понимают, что в рамках статьи 99 Закона N 229-ФЗ к заработной плате и иным доходам могут быть отнесены исключительно выплаты доходов, носящие характер периодических платежей, таких как заработная плата, авторское вознаграждение, пенсия, оплата услуг по договорам, предусматривающим периодические платежи (договоры оказания услуг, аренды и т.п.);
- как определить период и частоту поступления дохода для отнесения платежа к периодическому (раз в месяц, два раза в месяц, второй/третий/n-ый аналогичный платеж)?
- относятся ли к суммам, взыскание которых производится не в полном объеме, "выплата процентного дохода по вкладу", "материальная помощь" (при перечислении средств от одного физического лица другому), "оплата (предоплата) по договору купли-продажи", "единовременная выплата страховых сумм", "перечисление взысканных сумм по исполнительным документам";
- какие доходы относятся к доходам, взыскание которых должно осуществляться в полном объеме без каких-либо ограничений;
- относятся ли к доходам с кодом "1" доходы индивидуальных предпринимателей от коммерческой деятельности (доходы по договорам оказания услуг, аренды и т.п.)?
2. В соответствии с частью 2 статьи 101 Закона N 229-ФЗ по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 частью 1 настоящей статьи, не применяются.
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 101 Закона N 229-ФЗ установлено ограничение на взыскание следующих доходов:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Указанием N 5286-У установлено, что код "3" используется при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.
В связи с этим возникает вопрос, верно ли банки понимают, что при перечислении доходов по пунктам 1 и 4 части 1 статьи 101 Закона N 229-ФЗ источник выплаты должен указывать код "3", а банк, исполняющий исполнительный документ, обязан осуществлять списание за счет этих сумм с кодом "3" по исполнительным документам, предполагающим взыскание алиментов в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (в размере не более 70% от последнего периодического платежа), руководствуясь частью 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ, но не должен осуществлять взыскание денежных средств за счет сумм с кодом "3" по исполнительным документам в отношении прочих обязательств?
3. В соответствии с частью 5.1 статьи 70 Закона N 229-ФЗ лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
Частью 5.2 указанной статьи установлено, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона N 229-ФЗ, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Согласно пункту 2 Указания N 5286-У при переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается.
В связи с этим возникает вопрос, соответствуют ли действия банка требованиям законодательства в случае списания денежных средств в полном объеме на основании поступивших исполнительных документов при условии отсутствия соответствующего кода в платежном документе, но при наличии данных в назначении платежа, из которых усматривается, что платеж относится к доходам, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание?
4. В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1-3 данной статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- имеет ли значение конкретный вид выплаты при оценке возможности взыскания, если на зарплатный счет от работодателя перечисляются разные виды выплат в рамках трудового договора (аванс, зарплата, отпускные и т. п.) (т. е. банк списывает не более 50% (или 70%) от суммы последнего поступившего платежа от одного плательщика, а любые ранее поступившие суммы списываются в полном объеме, независимо от вида выплаты);
- распространяются ли ограничения по списанию, установленные статьей 99 Закона N 229-ФЗ, на иные доходы должника - гражданина, поступающие на счета, отличные от счета (-ов), на который (-ые) работодателем производится зачисление заработной платы?
5. Поступившие на банковский счет денежные средства, в том числе являющиеся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, владелец счета может перечислить на другой свой банковский счет, открытый в том же банке.
В связи с этим возникает вопрос о том, соответствуют ли положениям действующего законодательства действия банка по списанию денежных средств с другого банковского счета клиента после их перечисления владельцем счета без учета ограничений, установленных статьями 99 и 101 Закона N 229-ФЗ?
6. Банки отмечают, что зачастую клиенты проставляют коды, в отношении которых у банков возникают обоснованные сомнения касательно их соответствия осуществляемым платежам. Нередки случаи, когда соответствующий код платежа не проставляется. Таким образом, на счета могут поступать платежи с некорректными кодами или без них.
При автоматизации процесса расчета доступного остатка возникают трудности в определении сумм, разрешенных для списания, и возникает риск, связанный с отказом от списания денежных средств, в отношении которых ошибочно проставлен код 2, или неправомерного списания денежных средств, в отношении которых установлены соответствующие ограничения.
Как следствие возникают риски предъявления от взыскателей и (или) ФССП России соответствующих претензий к банкам, несмотря на то, что формально банки не обязаны отслеживать корректность кодов.
Дополнительно банки отмечают, что в настоящее время формируется негативная практика взыскания с них денежных средств, списанных со счетов должников, находящихся под банкротством, когда судебные приставы в своих постановлениях указывают, что списываются текущие платежи, а они таковыми не являются.
Таким образом, банки не могут полагаться только на ту информацию, которая им направляется третьими лицами либо судебными приставами-исполнителями, поскольку существуют риски взыскания убытков.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом в такой ситуации возможно минимизировать риски неправомерного списания/ ограничения списания?
7. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти (семидесяти) процентов заработной платы и иных доходов (части 2 и 3 статьи 99 Закона N 229-ФЗ).
Указанные ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа (часть 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ).
В связи с этим возникают следующие вопросы:
1) каким критериям должен отвечать банковский счет, для его отнесения к зарплатному счету по смыслу части 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ (например, это только счет, на который в рамках зарплатного проекта зачисляются денежные средства от работодателя; или это может быть счет, за весь период обслуживания которого клиенту зачислялись один, два или более раз (без какой-либо периодичности) заработная плата и (или) другие поступления (пенсия, алименты и т. д.));
2) вправе ли банк в дальнейшем обратить взыскание на неиспользованный клиентом остаток денежных средств, если банк при поступлении денежных средств удержал 50%/ 70% дохода со счета, который не является зарплатным счетом в понимании части 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ, а клиент не воспользовался денежными средствами, оставшимися после удержания;
3) правильно ли банки понимают, что, если счет является зарплатным счетом в понимании части 4 статьи 99 Закона N 229-ФЗ, и было осуществлено удержание с последнего периодического платежа 50/70% дохода, то при поступлении следующего периодического платежа, денежные средства, которыми клиент не воспользовался после удержания с предыдущего периодического платежа, могут быть списаны банком в полном объеме?
8. За какой период необходимо анализировать операции по счету клиента в целях определения суммы находящихся на счете денежных средств по каждому виду дохода к моменту поступления исполнительного документа (месяц, год и т.д.), если к моменту поступления исполнительного документа на счет клиента неоднократно зачислялись доходы, а также клиентом неоднократно производилось снятие/списание денежных средств (пункт 6 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 330 "Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве")?
<< Назад |
||
Содержание Письмо Ассоциации российских банков от 11 июня 2020 г. N А-02/1Т-284 "О проблемах правового регулирования обращения взыскания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.