Письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. N 09-04-04/45945
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями об изменении заключенных с некоммерческими организациями соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), сообщает.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или уполномоченных им органов государственной власти. При этом указанные акты должны соответствовать Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 541 (далее соответственно - Общие требования N 541, правовые акты).
Согласно положениям подпункта "з" пункта 4 Общих требований N 541, обязательным требованием к правовым актам является определение в них результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов, (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показателей, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значения которых устанавливаются в соглашениях.
При этом в соответствии с положениями пункта 6 Общих требований N 541 недостижение указанных результатов (показателей) является основанием для применения к получателю субсидии ответственности в виде возврата субсидии в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого она была предоставлена.
Кроме того, в соответствии с Общими требованиями N 541 правовые акты должны содержать требования к отчетности, которые предусматривают определение порядка, а также сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении результатов, показателей, указанных в Общих требованиях (при установлении таких показателей), и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности.
Аналогичные положения в отношении грантов в форме субсидий, предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, содержат Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидии, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 N 322 (далее - Общие требования N 322).
Вместе с тем в настоящее время некоммерческие организации сталкиваются с невозможностью достижения определенного порядком предоставления субсидий результата и включенного в соглашение о предоставлении субсидии (далее - соглашения) значения показателей, его измеряющих, в предусмотренные соглашениями сроки.
В частности, некоммерческие организации не могут достигнуть заданное значение результата предоставления субсидии, в связи с введенным во многих субъектах Российской Федерации режимом самоизоляции и ограничениями по проведению массовых мероприятий, и в этой связи:
некоммерческие организации, получающие субсидии в порядке финансового обеспечения затрат, не смогут получить указанные субсидии (так как перечисление субсидии осуществляется в основном под потребность, при возникновении обязательства, подлежащего оплате за счет средств субсидии);
некоммерческие организации, получающие субсидии в порядке возмещения затрат, не смогут получить в текущем году средства в связи с отсутствием результата, являющегося основанием для выплаты.
В этой связи в целях поддержки некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями, в том числе осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, в период временного простоя из-за введенных ограничений в связи с распространяем коронавирусной инфекции представляется целесообразным принять следующие меры.
1. Рассмотреть возможность внесения изменений в соглашения в части изменения сроков достижения значений результатов и иных показателей, предусмотренных соглашениями, в том числе с пролонгацией соглашения на следующий финансовый год (в случае если сроки достижения результатов предоставления субсидии определялись правовым актом, соответствующие изменения потребуется внести также в правовой акт).
При этом в соглашениях, заключенных с некоммерческими организациями, получающими субсидии в порядке финансового обеспечения (возмещения) затрат, по мнению Минфина России, могут быть определены направления затрат некоммерческих организаций, связанные с проведением санитарно-эпидемиологических и иных мероприятий, необходимость которых возникает в связи с ухудшением эпидемиологической и экономической ситуации.
В этом случае изменение направления затрат осуществляется путем уточнения направлений расходов, источником которых является субсидия, предусмотренных приложением N 1.1 к Типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, утвержденной приказом Минфина России от 28.07.2017 N 121н (далее - приказ N 121н) и приложением N 2 к Типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2018 N 280н (далее - приказ N 280н) и оформляется дополнительным соглашением по формам согласно приложениям N 8 к указанным приказам.
В случае, если средства субсидии, предоставляемой некоммерческой организации, подлежат казначейскому сопровождению, получателю субсидии необходимо уточнить Сведения об операциях с целевыми средствами на соответствующий финансовый год и на плановый период в части включения новых направлений расходования целевых средств*.
2. В случае нецелесообразности переноса срока реализации соглашения рассмотреть возможность изменения формата достижения результата, например путем изменения формата взаимодействия с благополучателем (очные уроки заменены на дистанционные, спектакли или концерты переведены в режим online, оцифрованы выставки и экспозиции, к которым предоставлен доступ online), и в случае необходимости внести изменения в предусмотренные правовым актом показатели, определяющие достижение результата, и их значение в соглашениях.
3. В случае нецелесообразности реализации соглашения, могут быть приняты решения о расторжении соглашений с возможностью принятия к возмещению уже произведенных в целях реализации соглашения затрат некоммерческой организации, в том числе возникших в связи с распространяем коронавирусной инфекции (на обеспечение средствами индивидуальной защиты и дезинфекции и пр.). При этом расторжение соглашения по инициативе получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, до наступления установленных в нем сроков достижения значений результатов (показателей), не влечет применения к получателям субсидии ответственности, предусмотренной соглашением.
В случае принятия сторонами соглашения о предоставлении субсидии решения о расторжении такого соглашения, необходимо обеспечить сверку состояния расчетов на дату расторжения соглашения в соответствии с пунктами 2 приложений N 9 к приказам N 121н и N 280н соответственно.
4. Предусмотренные положениями абзаца второго подпункта "е" пункта 4 Общих требований N 541 и Общих требований N 322 требования, которым должны соответствовать получатели субсидий устанавливаются в правовом акте и должны обеспечивать достижение значений результата, предусмотренного правилами предоставления субсидии.
Поскольку ответственность за достижения указанного результата несет главный распорядитель средств федерального бюджета, предоставляющий субсидию, то включение названных требований к правовому акту относится на усмотрение федерального органа исполнительной власти, готовящего нормативный правовой акт, определяющий порядок (правила) предоставления субсидии.
С учетом изложенного, представляется целесообразным внести следующие изменения в правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий некоммерческим организациям:
1) включить условие об установлении к получателям субсидий требования об отсутствии в 2020 году задолженности по обязательным платежам в бюджеты, аналогичное условиям, предъявляемым к получателям субсидии, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства**, в том числе предусмотрев, что задолженность определяется на 1 число месяца, предшествующего введению ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции;
2) установить возможность изменения в соглашении значения результата и направлений затрат при сохранении объема субсидии, позволяющего обеспечить выплаты по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также лиц, не состоящих в штате юридического лица, привлеченных для достижения целей, определенных при предоставлении целевых средств, в случае невозможности достижения предусмотренного соглашением значения результата в размере, установленном соглашением, и нецелесообразности изменения срока достижения указанного результата;
3) установить в случае расторжения соглашения возможность определения размера обязательства, исполненного получателем субсидии, исходя из объема фактически принятых некоммерческой организацией на дату принятия решения о расторжении соглашения обязательств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, исходя из информации о денежных обязательствах некоммерческой организации, сформированной в соответствии с приложением N 3.1 к приказу N 121н и приложением N 5 к приказу N 280н.
5. Согласно подпункту "г" пункта 3 Общих требований N 541 и подпункта "г" пункта 3 Общих требований N 322 в целях определения общих положений о предоставлении субсидии в правовом акте указываются категории получателей грантов и (или) критерии отбора для получателей субсидии, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе на конкурсной основе (далее - отбор) за исключением случаев, когда категории или получатели субсидии определяются законом (решением) о бюджете, решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Указанное позволяет при подготовке правовых актов о предоставлении субсидий в 2020 году не устанавливать порядок отбора организаций, а определять категории получателей субсидий, например, как организации, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
6. Дополнительно отмечаем, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 09.05.2020 N Пр-791 Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 N 685, предусматривающее распространение мер поддержки, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", на организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется Минэкономразвития России как уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По завершении формирования реестра вошедшим в него социально ориентированным некоммерческим организациям будут продлены сроки уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость).
|
A.M. Лавров |
______________________________
* В соответствии с Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2019 N 220н.
** Например, подпунктом "д" пункта 3 в Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, предусмотрено что у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей или указанная недоимка погашена на день обращения за субсидией
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассматривая обращения об изменении соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), Минфин обозначил меры поддержки некоммерческих организаций, в том числе работающих в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса, в период временного простоя из-за введенных ограничений.
Письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. N 09-04-04/45945
Текст письма опубликован не был