Судья Омского областного суда Ершова Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОМАС" к Омскому городскому Совету о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления в приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Омска" территориального зонирования в границах земельного участка с кадастровым номером "...", установил:
10 декабря 2008 года Омским городским Советом принято решение N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Третья столица", N 69/1 от 19 декабря 2008 года. На момент рассмотрения спора указанное решение действует в редакции решения Омского городского Совета от 18 декабря 2019 года N 193.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правил) в приложении N 1 к настоящим Правилам приведена Карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Данным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером "...", расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, "...", установлены следующие территориальные зоны: зона объектов дошкольного и школьного образования (ОД5-2833), зона городской рекреации (Р1-2832), зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-2835), зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-2836).
Общество с ограниченной ответственностью "ОМАС" (далее - ООО "ОМАС") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных Правил в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером "...". Административный истец ссылался на противоречие установленного территориального зонирования земельного участка положениям статей 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30, пункта 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации; указал, что установление нескольких территориальных зон в отношении рассматриваемого земельного участка нарушает его права как собственника по использованию земельного участка (л.д. 4 - 5).
Административный истец просил рассмотреть указанное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства (л.д. 101).
Представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета и без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правовых актов, их опубликования и вступления в законную силу. Указал, что установленные в соответствии с требованиями законодательства границы земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости только в 2015 году, в связи с чем при разработке и принятии оспариваемых Правил административный ответчик не имел ни технической, ни юридической возможности учесть спорный земельный участок (письменные возражения - л.д. 60 - 62).
Представителем административного ответчика выражено согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 107).
Определением Омского областного суда от 27 марта 2020 года постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства (том 4 л.д. 233 - 234).
Исследовав материалы настоящего административного дела, изучив письменные заключения прокуроров Биенко Н.В., Сосковец И.В., полагавших требование об оспаривании нормативного правового акта подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся утверждение Генерального плана города Омска, правил землепользования и застройки.
Обжалуемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При принятии решения соблюдена процедура проведения публичных слушаний, подготовки заключения по результатам публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей в части 4 предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, частью 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований, границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, естественным границам природных объектов, иным границам.
Из фрагмента Карты градостроительного зонирования территорий города Омска следует, что земельный участок с кадастровым номером "...", расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, "...", находится в следующих территориальных зонах: зона объектов дошкольного и школьного образования (ОД5-2833), зона городской рекреации (Р1-2832), зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-2835), зона жилой застройки высокой этажности (Ж4-2836) (л.д. 108 - 110).
Обращение административного истца с предложением об отнесении земельного участка к одной территориальной зоне отклонено (л.д. 113 - 137).
Таким образом, территориальное зонирование спорного земельного участка не отвечает установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.
Как усматривается из материалов дела, административный истец, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером "... ", обратился к кадастровому инженеру для разделения земельного участка путем образования двух новых. Установленное территориальное зонирование послужило препятствием для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости (л.д. 22 - 23).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие приложения N 1 к Правилам в части установления территориальных зон в границах спорного земельного участка требованиям части 4 статьи 30, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение признается недействующим, суд исходит из того, что указанное положение применялось. Данное обстоятельство влечет за собой признание нормативного правового акта не действующим со дня вступления решения в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании Омского городского Совета "Третья столица" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу настоящего решения приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером "... ".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судья |
Ершова Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 9 апреля 2020 г. N 3а-112/2020 "О признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201"
Текст решения опубликован не был