Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Р. Волковой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина П.П. Апышкова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин П.П. Апышков с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542 (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, Положение о порядке предоставления денежных выплат), в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя.
В соответствии с пунктом 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат было установлено, что при оценке уровня имущественной обеспеченности пенсионеров члены их семьи не учитываются.
Из жалобы, дополнения и приложенных к ней копий документов следует, что гражданин П.П. Апышков является пенсионером и ранее получал ежемесячную денежную выплату на проезд в общественном транспорте. Однако данная выплата ему была прекращена. С целью выяснения причин прекращения этой выплаты он обращался в Отделение Республиканского центра материальной помощи в Советском районе города Казани, из ответа которого следует, что прекращение выплаты связано с вступившими в силу с 1 апреля 2019 года изменениями в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан и в Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", согласно которым его уровень имущественной обеспеченности выше установленного порогового значения - 40 квадратных метров. При оценке уровня имущественной обеспеченности пенсионера члены его семьи не учитываются.
Как отмечает гражданин П.П. Апышков, исходя из приложения к указанному Закону Республики Татарстан и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, пенсионеры при оценке уровня их имущественной обеспеченности разделены на две категории: пенсионеры с членами семьи и одинокие пенсионеры.
По его мнению, оспариваемое положение вносит неопределенность в порядок оценки уровня имущественной обеспеченности пенсионеров. Обжалуемая норма, как указывает заявитель, фактически вводит третью категорию пенсионеров при оценке их имущественной обеспеченности - пенсионеры без учета членов семьи. При этом, как полагает гражданин П.П. Апышков, в отношении них применяется уровень имущественной обеспеченности, установленный для пенсионеров с членами семьи, а не одиноких пенсионеров. По его утверждению, это является дискриминацией пенсионеров при оценке их уровня имущественной обеспеченности. В этой связи он обращает внимание на то, что в соответствии с семейным законодательством супруг, супруга, родители, дети, ведущие совместное хозяйство, признаются членами семьи, а вопросы семьи находятся под защитой государства.
На основании изложенного заявитель просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542, не соответствующим статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (часть первая) и 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Согласно части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов. Проверка конституционности актов, которые были отменены или утратили силу к началу или в период рассмотрения дела в Конституционном суде Республики Татарстан, не допускается (определения Конституционного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2010 года N 3-О, от 17 сентября 2014 года N 15-О и от 6 февраля 2017 года N 6-О).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 декабря 2019 года N 1131 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" оспариваемый пункт 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат изложен в новой редакции. Вышеназванное постановление опубликовано 16 декабря 2019 года на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU). С учетом изложенного оспариваемая заявителем норма пункта 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя, утратила силу и не подлежит применению.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, отмена нормативного правового акта самим принявшим этот акт органом государственной власти с очевидностью свидетельствует о том, что такой акт расценивается им как более не подлежащий действию, при этом мотивы, которыми руководствуется данный орган государственной власти, не имеют существенного значения для целей конституционного судопроизводства (Определение от 4 июня 2013 года N 882-О).
Таким образом, утративший силу оспариваемый пункт 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде Республики Татарстан в порядке конституционного судопроизводства, а жалоба гражданина П.П. Апышкова в этой части не является допустимой.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.П. Апышкова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542, поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину П.П. Апышкову и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 24 января 2020 г. N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.П. Апышкова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 16 июня 2020 г.