Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Р. Волковой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.Н. Юсипова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 8 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 декабря 2018 года N 6433 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г. Казани" (далее также - постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани).
Согласно пункту 8 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рассчитывается и изменяется в зависимости от состава предоставляемых услуг и конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Г.Н. Юсипова является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, размер платы за содержание жилых помещений в котором установлен постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Заявительница отмечает, что она проживает в доме, построенном в 1960 году, он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, физически изношен, в связи с чем ей приходится платить больше чем требуется за содержание тех объектов, которые, возможно, уже не соответствуют своему назначению. По ее мнению, оспариваемая норма не содержит всех критериев, установленных пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее также - Правила), согласно которому услуги и работы по содержанию общего имущества зависят от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома. Из содержания обжалуемого положения, как указывает гражданка Г.Н. Юсипова, неясно, что понимается под конструктивными особенностями многоквартирного дома и как они влияют на расчет и изменение платы за содержание жилого помещения.
Усматривая неопределенность в вопросе о том, кем рассчитывается размер платы с учетом конструктивных особенностей жилого дома, и как они влияют на увеличение размера платы за содержание жилого помещения, заявительница полагает, что в связи с этим управляющая компания может изменять размер платы за содержание жилого помещения, который уже установлен органами местного самоуправления.
На основании изложенного, гражданка Г.Н. Юсипова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 8 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 декабря 2018 года N 6433 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г. Казани" не соответствующим статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с взаимосвязанными положениями частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 28 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Указанная плата в силу пункта 1 части 2 статьи 154 и части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме и устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В то же время, закрепляя в качестве общего правила приоритетное право на регулирование ценообразования в жилищной сфере за собственниками помещений в многоквартирном доме, данный Кодекс содержит также и исключения из него, которые обусловлены отсутствием соответствующего волеизъявления со стороны собственников помещений в многоквартирном доме. В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 36 Правил в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Тем самым обжалуемое правовое регулирование по своей правовой природе и сущности представляет собой всего лишь альтернативный способ определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Конституционный суд Республики Татарстан в своем решении уже обращал внимание на то, что размер платы за содержание жилых помещений должен рассчитываться и изменяться в зависимости не только от конструктивных особенностей многоквартирного дома, но и от других параметров, которые закреплены актом, имеющим большую юридическую силу. Данный подход должен учитываться как при установлении размера указанной платы самими собственниками, так и при расчете и изменении размера такой платы, утвержденного органами местного самоуправления (постановление от 21 ноября 2017 года N 76-П).
Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах, предоставленных Исполнительному комитету муниципального образования города Казани полномочий, основан на приведенных выше положениях федерального законодательства и не содержит ограничений в реализации собственниками помещений в многоквартирных домах права по принятию на общем собрании собственников решения, в том числе об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, обжалуемое нормативное положение не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
Доводы, приведенные гражданкой Г.Н. Юсиповой в обоснование неконституционности оспариваемого акта, указывают на то, что нарушение своих конституционных прав она связывает не с содержанием нормативных положений муниципального акта, а с возможностью произвольного начисления управляющей организацией платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, оценка действий (бездействия) которой не относится к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 8 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 декабря 2018 года N 6433 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г. Казани", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение постановленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.Н. Юсиповой и в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2019 г. N 42-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 8 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 декабря 2018 года N 6433 "О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде г. Казани"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 16 июня 2020 г.