В целях совершенствования системы управления качеством образования и повышения качества образования в Мурманской области приказываю:
1. Утвердить Концепцию региональной системы оценки качества образования Мурманской области.
2. Отделу контроля и надзора (Васильева Н.В.) разместить Концепцию региональной системы оценки качества образования Мурманской области на сайте Министерства образования и науки Мурманской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.Г. Головина |
Концепция
региональной системы оценки качества образования Мурманской области
(утв. приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 16 июня 2020 г. N 808)
I. Основные положения
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования является необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.
Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, определено совершенствование управления системой образования, включающего развитие общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования.
Составляющими такой общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов призваны стать региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Государственная политика в сфере образования, обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, накопленный опыт управления качеством образования на региональном уровне и запросы потребителей образовательных услуг определили потребность разработки Концепции региональной системы оценки качества образования.
Актуальность принятия Концепции определяется запросами потребителей результатов РСОКО (обучающихся и их родителей, учредителей образовательных организаций, местного сообщества, работодателей, бизнес-структур, структур) на получение надежной и достоверной информации о состоянии и развитии системы образования области на разных уровнях образования (общее, включая дошкольное; дополнительное; среднее профессиональное) и разных уровнях принятия управленческих решений (региональном, муниципальном).
Разработка Концепции обусловлена потребностью всех участников РСОКО в систематизации мероприятий и процедур оценки качества образования, соотнесения функционирующих в сфере оценки качества образования информационных систем и мониторингов с целью получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования областной образовательной системы.
Важным фактором для разработки Концепции является необходимость реализации моделей государственно-общественного управления качеством образования в контексте вертикали управления.
Обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, накопленный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, запросы потребителей результатов РСОКО стали основой разработки Концепции региональной системы оценки качества образования Мурманской области.
Концепция разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к функционирующей системе оценки качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур, а также обеспечения эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных.
II. Цель и основные задачи Концепции
Целью Концепции является создание механизма управления качеством образования в регионе, представляющего собой совокупность инструментов и организационных структур для получения и распространения объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательной деятельности, работодателям, обществу и его институтам для оценки степени соответствия.
Задачами Концепции являются:
1. Развитие механизмов управления качеством образовательных результатов, включающих:
1.1. Развитие региональной системы оценки качества подготовки обучающихся, включающей подготовку обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования. их индивидуальным образовательным потребностям участников образовательной деятельности в образовательных организациях Мурманской области, потребностям организаций среднего профессионального образования, предприятий и учреждений;
1.2. Совершенствование работы со школами с низкими образовательными результатами и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
1.3. Совершенствование региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
1.4. Развитие региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
2. Развитие механизмов управления качеством образовательной деятельности, включающих:
2.1. Совершенствование системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.
2.2. Создание региональной системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона.
2.3. Создание региональной системы мониторинга дополнительного профессионального образования педагогических работников.
2.4. Создание региональной системы методической работы.
2.5. Создание региональной системы воспитания и социализации обучающихся.
III. Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
3.1. Развитие региональной системы оценки качества подготовки обучающихся
Основными проблемами системы образования Мурманской области, оказывающим наибольшее влияние на качество образования, являются:
- качество кадрового обеспечения (квалификация и уровень профессионализма педагогических и руководящих кадров, обеспеченность педагогическим кадрами, оптимальное соотношение числа опытных и молодых педагогических кадров, наставничество);
- образовательные программы (уровень реализуемых образовательных программ, их соответствие социальному запросу, использование инновационных технологий, учебно-методическое обеспечение);
- качество подготовки выпускников (объективность оценивания, несоответствие используемых методов измерения качества образования и новых методик образования, совершенствование механизмов профессиональной ориентации и самоопределения школьников);
- качество инфраструктуры общеобразовательной организации (оснащение современным оборудованием, компьютерные сети, информационно-библиотечный центр, технологические лаборатории и др.).
Система оценки качества подготовки обучающихся призвана обеспечить участников образовательных отношений и общества в целом объективной достоверной информацией о качестве общего образования, состояния системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития для совершенствования системы управления качеством образования в регионе. Для этого необходимо:
- сформировать нормативную базу для проведения региональных диагностических процедур;
- содействовать развитию системы региональных исследований качества общего образования, включая внешние оценочные процедуры (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и т.п.);
- сформировать и систематически обновлять региональный банк контрольно-измерительных материалов для проведения процедур оценки качества подготовки обучающихся на региональном уровне;
- обеспечить мониторинг оценки качества подготовки обучающихся на основе региональных информационных систем;
- сформировать механизмы привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях;
- проводить комплексный анализ результатов оценочных процедур РСОКО на основе кластерного подхода;
- обеспечивать методическое сопровождение деятельности общеобразовательных организаций на основе анализа результатов оценочных процедур РСОКО;
- проводить анализ факторов, влияющих на качество образования;
- осуществлять информационное сопровождение.
3.2. Совершенствование работы со школами с низкими образовательными результатами.
В настоящее время обеспечение качества образования для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики в Российской Федерации.
Ежегодно в ходе анализа результатов внешних оценочных процедур (Государственная итоговая аттестация (далее ГИА), Всероссийские проверочные работы (далее ВПР), национальные исследования качества образования и г.п.) определяется перечень общеобразовательных организаций, для которых характерны следующие проблемы:
- низкие образовательные результаты по итогам ГИА;
- необъективные результаты всероссийских проверочных работ;
- нестабильные результаты, отрицательная динамика по результатам внешних оценочных процедур:
- высокая доля учащихся, получивших неудовлетворительные результаты по итогам ГИА и BI IP;
- низкий уровень участия учащихся в интеллектуальных конкурсных мероприятиях;
- функционирование в неблагоприятных социальных условиях.
Проблемы школ, показывающих низкие образовательные результаты, и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, определены в Мурманской области как значимые в региональной образовательной политике и требующие решения.
В Мурманской области реализуется региональный проект "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях". В качестве результата реализации проекта ожидается сокращение разрыва между образовательными результатами школ региональной системы образования, работающих в разных социокультурных условиях.
В целях совершенствования работы со школами с низкими образовательными результатами необходимо:
- совершенствовать программу поддержки вышеназванных школ;
- модернизировать процедуры их идентификации;
- развивать механизмы финансовой, кадровой и методической поддержки;
- обеспечивать системный мониторинг результативности школьных программ повышения качества образования;
- транслировать эффективные практики реализации программы поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
3.3. Совершенствование региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
В Мурманской области развивается система подготовки педагогов к выявлению и работе с талантливыми детьми. Анализ показывает необходимость выстраивания и координации системы выявления и развития молодых талантов, а также основных направлений ее функционирования на региональном и муниципальных уровнях.
В связи с этим необходимо продолжить работу по:
- созданию условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;
- поддержке лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;
- поддержке образовательных учреждений для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности;
- формированию системы раскрытия таланта через разнообразие учебной и внеурочной деятельности:
- разработке региональных программ развития таланта;
- совершенствованию механизма межведомственного взаимодействия по работе с одаренными детьми (образование, культура, спорт, молодежная политика);
- выстраиванию согласованной системы работы на всех уровнях управления образованием (региональном, муниципальном, школьном);
- организации повышения квалификации (профессиональной переподготовки) учителей для работы с талантливыми детьми;
- социально-психологической поддержке мотивированных (одаренных) детей.
3.4. Развитие региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
В Мурманской области необходимо создавать единую систему, включающую общее образование, среднее профессиональное образование и работодателей, обеспечивающую информирование, консультирование и помощь обучающимся по выбору будущей профессии и путей подготовки к работе в этой профессии. Продолжить работу по повышению мотивации обучающихся, созданию широкого спектра возможностей для самоопределения, выбора профессии с учетом потребностей региональной экономики.
Необходимо организовать работу по:
- разработке концепции и методологии региональной системы профориентации обучающихся;
- развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования, предприятий и учреждений в регионе;
- выявлению и распространению лучших практик профориентационной работы с обучающимися;
- расширению спектра используемых форм профориентационной работы с обучающимися.
3.5. Совершенствование системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.
В Мурманской области необходимо продолжить работу по совершенствованию системы объективности процедур оценки качества образования, а также олимпиад школьников, в том числе за счет привлечения общественных наблюдателей.
Необходимо продолжить работу по:
- формированию региональных контрольных измерительных материалов;
- организации анализа и мониторинга результатов региональных и федеральных оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа и проведению профилактической работы с общеобразовательными организациями;
- созданию условий для формирования в общеобразовательных организациях системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов;
- формированию у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
3.6. Создание региональной системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона.
Проблемой кадровой политики в системе образования в Мурманской области является отсутствие конкуренции и возможности назначения руководителя образовательной организации на вакантное место на конкурсной основе. Не сформирован кадровый резерв руководителей образовательных организаций. Отсутствует система подготовки и поддержки вновь назначенных руководителей образовательных организаций.
Создание системы мониторинга эффективности работы руководителей образовательных организаций региона будет способствовать улучшению качества подготовки руководителей образовательных организаций, а также удовлетворению потребности в руководящих кадрах.
Для создания региональной системы мониторинга эффективности работы руководителей образовательных организаций необходимо организовать и обеспечить:
- разработку системы формирования кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
- внедрение системы подготовки будущих руководителей образовательных организаций;
- формирование системы назначения руководителей образовательных организаций, включающих оценку профессиональных компетенций;
- создание системы сопровождения, консультирования и поддержки вновь назначенных руководи гелей образовательных организаций;
- внедрение системы оценки эффективности работы руководителей.
3.7. Создание региональной системы мониторинга дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Важным условием повышения качества образования в регионе является создание условий для непрерывной актуализации и расширения профессиональных знаний и компетенций руководящих и педагогических работников, удовлетворения образовательных потребностей к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовка к выполнению новых видов профессиональной деятельности, в условиях модернизации региональной системы образования.
Проведенное в апреле 2020 года исследование уровня удовлетворенности руководителями образовательных организаций показал:
- отсутствие единой региональной системы повышения квалификации;
- недостаточный спектр разноуровневых, адресных и др. программ;
- недостаточное количество часов программ повышения квалификации для совершенствования профессиональных компетенций;
- отсутствие моделей внутрикорпоративного обучения.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо:
- разработать единую региональную систему мониторинга инновационных образовательных проектов, программ и т.п. в системе повышения квалификации;
- расширить спектр и повысить качество образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования;
- создать систему общественно-профессиональной экспертизы качества образовательных программ ПК.
Оптимизация и развитие системы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций позволит получить результаты: обучение школьных команд, развитие личностных компетенций педагогов. корпоративное обучение, внедрение современных технологий методической и "посткурсовой" поддержки.
3.8. Создание региональной системы методической работы.
Государственная образовательная политика в рамках реализации национального проекта "Образование" определяет обновление и инновационность подходов к организации методического обеспечения и сопровождения профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и требует переосмысления деятельности методических служб и систем на институциональных уровнях: образовательной организации, муниципальном, региональном.
Проведенный в регионе в 2020 году мониторинг организации методической работы позволил определить проблемы:
- недостаточный уровень сформированности нормативной и правовой базы для создания системы непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и руководящих работников;
- отсутствие единой информационной системе данных о профессиональных дефицитах педагогических работников и о системе методических мероприятий муниципального уровня;
- несформированность единой инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на сетевое взаимодействие педагогов, деятельность профессиональных сообществ, диссеминацию эффективных практик, позволяющих сформировать индивидуальный образовательный маршрут педагога;
- сохранение тенденции сокращения или ликвидации методических структур муниципального уровня.
Решение поставленных задач обеспечит достижение нового качественного уровня системы мелодической работы в соответствии с целями национального проекта "Образование". Для обеспечения повышения эффективности региональной системы методической работы и качества образования в Мурманской области необходимо:
- создать единое региональное методическое пространство непрерывного развития профессионального мастерства педагогов;
- обеспечить повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования региона на основе актуальных адресных программ дополнительного профессионального образования и программ опережающей подготовки, стажировок;
- обеспечить внедрение новых моделей наставничества:
- совершенствовать конкурсное движение профессионального мастерства;
- содействовать развитию взаимодействия в профессиональных педагогических сообществах;
- развивать внутрикорпоративные формы профессионального развития;
- обеспечить комплексное повышение компетенций управленческих команд.
- создать центры оценки профессиональных методических компетенций педагогов и центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
3.9. Создание региональной системы воспитания и социализации обучающихся.
Региональная система воспитания и социализации обучающихся в Мурманской области нуждается в обновлении содержания по следующим направлениям: формирование здорового образа жизни, профилактика экстремизма и радикальной идеологии, повышение роли образовательных организаций и родительского сообщества в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей,
Для обновления региональной системы воспитания и социализации обучающихся в Мурманской области необходимо продолжить работу по:
- совершенствованию и развитию успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
- возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, созданию условий для обеспечения семейного благополучия. ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи;
- созданию условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- содействию созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказанию им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
- обновлению содержания воспитания, внедрению форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте и способствующих совершенствованию основных образовательных программ и эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
IV. Основные понятия и нормативная правовая основа Концепции
Понятие "качество образования", используемое в Концепции, определено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации":
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 29 декабря 2012 г. следует читать как "N 273-ФЗ"
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательной деятельности в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистемность. Оценка качества включает качество образовательных достижений обучающихся, качество образовательных программ, качество условий осуществления образовательной деятельности, качество управления.
Оценка качества образования на региональном уровне - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательной деятельности в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Мурманской области.
Механизмы оценки качества образования на региональном уровне - совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательной деятельности в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем.
Процедуры оценки качества образования на региональном уровне - официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательной деятельности в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем.
Качество образования на региональном уровне - комплексная характеристика региональной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении результатов освоения образовательных программ общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования, и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона.
Система оценки качества образования на региональном уровне - совокупность компонентов, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем. Включает в себя: цель и задачи, содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, механизмы и процедуры и иные компоненты с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Мурманской области.
Мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия ее элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам.
Концепция разработана с учетом положений следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271;
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
- Национальный проект "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 N 10;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897;
- Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413;
- приказы Министерства образования и науки РФ об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения. дополнительным общеобразовательным программам";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
- Методика оценки региональных управленческих механизмов (разработана Федеральным институтом оценки качества образования, декабрь 2018 года);
- Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (разработаны Федеральным институтом оценки качества образования, 2020 год).
V. Общие принципы Концепции
Общие принципы Концепции определяются на основе положений общероссийской системы оценки качества образования с учетом региональных особенностей:
1. Объективность, достоверность, полнота и системность информации, в том числе:
- обеспечение реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- учет текущих и перспективных потребностей системы образования, включая ориентацию на требования внешних пользователей;
- оптимальный выбор источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- иерархичность системы показателей (с учетом особенностей образовательных программ);
- минимизацию системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- ответственность субъектов РСОКО за достоверность информации и объективность проведения процедур.
2. Открытость и информационная безопасность.
3. Преемственность целей и задач РСОКО, в том числе между уровнями функционирования РСОКО.
4. Инструментальность и технологичность, включая:
- информатизацию процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
- переход к системе мониторинговых исследований;
- определение тенденций и динамики результатов оценочных процедур;
- создание единой базы данных с частичным доступом для разных агентов.
5. Адресность оценочных процедур и управленческих решений, включая:
- учет индивидуальных особенностей объектов и субъектов оценки;
- контекстную интерпретацию результатов;
- ориентацию на адресную помощь по результатам анализа и интерпретации информации;
6. Единство и сопоставимость организационных форм, инструментов и результатов, включая:
- единство создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
- сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
- повышение роли самообследования в системе оценки качества;
7. Соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
8. Ответственность участников образовательной деятельности за повышение качества образования, включая:
- повышение роли самообследования в системе оценки качества;
- сочетание процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества.
VI. Субъекты реализации Концепции
Субъектами реализации Концепции являются:
1. Министерство образования и науки Мурманской области, в функции которого входят:
- формирование региональной системы оценки качества образования Мурманской области, регламентация ее функционирования;
- подготовка и принятие правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО;
- финансовое обеспечение РСОКО;
- разработка, корректировка и утверждение критериев РСОКО;
- постановка задач по аналитическому обеспечению РСОКО перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлечение для этой работы экспертов;
- принятие управленческих решений, направленных на повышение качества образования;
- предоставление образовательным организациям, органам государственно-общественного управления в сфере образования, общественным организациям, средствам массовой информации, гражданам и организациям, заинтересованным в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информации о состоянии качества образования в Мурманской области;
- обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций Мурманской области по вопросам управления и оценки качества образования;
- контрольно-надзорные процедуры: контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль за качеством образования, федеральный государственный надзор в сфере образования, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА);
- стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.
В целях реализации Концепции и обеспечения функционирования РСОКО Мурманской области Министерством определяется организация оператор - ГАУ ДПО МО "ИРО", формирующая подходы для обеспечения единства пространства оценки и управления качеством образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций.
2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО МО "ИРО"), в функции которого входят:
- выполнение функций организации-оператора РСОКО;
- участие в разработке и корректировке критериев РСОКО, методик оценивания;
- научно-методическое и научно-организационное обеспечение РСОКО, включая разработку концептуальных положений по оценочным процедурам и использованию результатов оценочных процедур;
- информационное обеспечение РСОКО, включая ведение сайта РСОКО;
- ресурсное, техническое и организационно-технологическое сопровождение РСОКО;
- организационное сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
- разработка контрольно-измерительных материалов для региональных исследований и компетентностно-ориентированных заданий для процедур диагностики и контроля качества образования, государственного контроля качества образования включая разработку концептуальных подходов (при необходимости);
- разработка, закупка и адаптация программных средств для проведения оценки качества образования;
- разработка, организационно-технологическое и методическое сопровождение информационных систем для сбора, хранения и анализа результатов оценочных процедур, включая:
- сбор, хранение, статистическую обработку информации о состоянии и динамике качества образования в Мурманской области;
- ведение и совершенствование баз данных: базы данных экспертов, привлеченных к проведению процедур лицензирования, аккредитации, государственного контроля качества, государственного надзора в сфере образования; баз данных экспертов ЕГЭ и ГИА; баз тестовых заданий; баз результатов ГИА; баз результатов региональных оценочных процедур; баз результатов самообследований и внешних оценок качества образования; результатов аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций;
- организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования в образовательных организациях Мурманской области;
- формирование методик и проведение рейтингов образовательных систем, образовательных организаций;
- формирование методик проведения мониторинга эффективности руководителей на основе использования результатов оценочных процедур;
- разработка методических рекомендаций в области оценки качества образования, включая рекомендации по подготовке локальных актов образовательных организаций и по использованию результатов оценочных процедур;
- подготовка информационно-аналитических материалов по результатам оценочных процедур, а также информационных материалов о состоянии качества образования в Мурманской области, включая подготовку ежегодного регионального комплексного годового отчета о работе РСОКО;
- повышение квалификации специалистов и руководителей образовательных организаций в области оценки качества;
- методическое и информационное сопровождение проведения исследований качества образования, включая федеральные, региональные и международные сравнительные исследования;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
- разработка и выполнение адресных программ мониторинговых исследований и экспертных мероприятий в области оценки и управления качеством образования;
- формирование системы адресной помощи образовательным организациям и отдельным педагогам по итогам оценки качества образовательных результатов международного, федерального и регионального уровней (включая предложения в заказ системе повышения квалификации);
- методическое и организационное обеспечение РСОКО по дополнительному профессиональному образованию;
- участие в формировании экспертного сообщества;
- организация и/или проведение дополнительных обследований (мониторингов по запросам Министерства)
- проведение комплексных исследований в целях оценки качества образования;
- участие в подготовке и привлечении в качестве координаторов, экспертов, наблюдателей, участвующих в различных формах оценки качества образования района, из числа сотрудников образовательных организаций и представителей общественности;
- участие в формировании экспертного сообщества;
- предоставление информации по вопросам оценки качества образования субъектам РСОКО.
3. Государственное автономное учреждение дополнительного образования Мурманской области "Мурманский областной центр дополнительного образования "Лапландия" (далее - ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия"), в функции которого входят:
- методическое и организационное обеспечение РСОКО по дополнительному образованию;
- организация мониторинговых исследований и сбор образовательной статистики по дополнительному образованию;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей;
- участие в формировании экспертного сообщества;
- участие в подготовке ежегодного регионального комплексного отчета РСОКО;
- представление информации о результатах оценочных процедур, аналитических отчетов и рекомендаций для размещения на портале РСОКО.
- методическое и организационное обеспечение РСОКО по выявлению и поддержке одаренных детей;
- организация мониторинговых исследований и сбор статистики по выявлению и поддержке одаренных детей;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества и эффективности работы образовательных организаций по выявлению и поддержке одаренных детей;
- повышение квалификации специалистов в области выявления и поддержки одаренных детей;
- проведение школьного и районного этапов Всероссийской олимпиады школьников и иных конкурентных мероприятий интеллектуальной направленности для школьников;
- методическое и организационное обеспечение РСОКО в сфере профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;
- организация мониторинговых исследований и сбор статистики по проведению профориентационной работы с обучающимися в Мурманской области;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества и эффективности работы образовательных организаций в сфере профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;
- повышение квалификации специалистов по вопросам организации работы по профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся;
- координация профориентационной работы на территории Мурманской области.
4. Общественные организации (объединения).
В функции общественных организаций в рамках РСОКО входит:
- общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО;
- подготовка предложений в адрес Министерства по вопросам развития РСОКО;
- участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных систем образования и региональной системы образования Мурманской области;
- участие в проведении итоговой аттестации обучающихся и других оценочных процедур в качестве независимых наблюдателей;
- участие в процедурах независимой оценки качества условий образовательной деятельности.
5. Муниципальные методические объединения, в функции которых входит:
- участие в подготовке, проведении и анализе результатов оценочных процедур, анализе результатов учебной деятельности в муниципалитете;
- выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов;
- планирование и анализ результатов профессионального самообразования, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
- оказание помощи педагогам в выявлении профессиональных дефицитов и планировании непрерывного повышения педагогического мастерства, в том числе через систему наставничества;
- участие в разработке рекомендаций и контрольно-измерительных материалов для текущего и промежуточного оценивания обучающихся;
- участие в планировании и организации системы работы по поиску талантов и профориентации обучающихся.
- участие в формировании экспертного сообщества в области оценки качества образования;
- подготовка предложений в адрес Министерства по вопросам развития РСОКО.
6. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в функции которых входит:
- регламентация муниципального уровня РСОКО;
- ведение и предоставление сведений на основе действующих в регионе баз данных;
- организация сбора образовательной статистики;
- содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования;
- обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение объективности проведения и достоверности результатов оценочных процедур;
- создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования;
- привлечение общественности к участию в оценке качества.
7. Образовательные организации, в функции которых в рамках РСОКО входит:
- обеспечение функционирования внутренней системы качества образования в образовательной организации;
- сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных;
- обеспечение объективности и достоверности представляемой информации;
- обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
- создание условий для осуществления образовательной деятельности в организации в соответствии со стандартами;
- обеспечение функционирования в образовательной организации системы поиска и поддержки талантов и профориентации обучающихся;
- создание условий для осуществления повышения квалификации педагогов в соответствии с результатами оценочных процедур и их запросами, в том числе для функционирования системы наставничества в образовательной организации;
- проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества образования;
- индивидуальный учет достижений обучающихся;
- принятие управленческих решений на основе результатов оценки качества образования.
VII. Реализация Концепции
Концепцию необходимо реализовывать в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами"), разработанными для достижения задач настоящей Концепции:
- Планом мероприятий по развитию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся, включающим показатели оценки качества образования, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа;
- Планом мероприятий по работе со школами с низкими результатами обучения и /или школами, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, включающим показатели по работе со школами с низкими результатами обучения, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа, управленческие решения;
- Планом мероприятий по развитию региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, включающим методику выявления, поддержки и развития способностей и таланта с учетом специфик образовательных организаций, мониторинг системы, анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации;
- Планом мероприятий по развитию региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, включающим методику самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом специфик образовательных организаций, мониторинг системы, анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации;
- Планом мероприятий по развитию региональной системы обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, включающим мероприятия по формированию позитивного отношения к вопросам объективной оценки результатов обучения, мониторинг показателей их анализ и адресные рекомендации;
- Планом мероприятий по созданию региональной системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона, включающим мероприятия с учетом специфики образовательной организации, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа, мероприятия по повышению эффективности руководителей образовательных организаций при оценке показатели деятельности руководителей всех образовательных организаций региона;
- Планом мероприятий по созданию региональной системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона, включающим мероприятия с учетом специфики образовательной организации, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа, мероприятия по повышению эффективности руководителей образовательных организаций при оценке показатели деятельности руководителей всех образовательных организаций региона:
- Планом мероприятий по созданию региональной системы мониторинга дополнительного профессионального образования педагогических работников, включающим анализ диагностики профессиональных дефицитов учителей, механизмы оценки качества программ дополнительного профессионального образования, региональный мониторинг системы повышения квалификации педагогов, адресные программы повышения квалификации, проведение внешней экспертизы программ дополнительного профессионального образования, адресные рекомендации по результатам анализа управленческие решения;
- Планом мероприятий по созданию региональной системы методической работы, включающим мероприятия с учетом специфики образовательной организации, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа;
- План мероприятий по региональной системы воспитания и социализации обучающихся, включающим мероприятия с учетом специфики региона и образовательных организаций, мониторинг показателей, адресные рекомендации по результатам анализа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к системе оценки качества общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур.
Концепция направлена на решение следующих задач:
развитие региональной системы оценки качества подготовки обучающихся;
совершенствование работы со школами с низкими образовательными результатами;
совершенствование региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
развитие региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
совершенствование системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников;
создание региональной системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона;
создание региональной системы мониторинга дополнительного профессионального образования педагогических работников;
создание региональных систем методической работы и воспитания и социализации обучающихся.
Субъектами реализации Концепции определены Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУ ДПО МО "Институт развития образования", ГАУДО МО "Мурманский областной центр дополнительного образования "Лапландия", общественные организации (объединения), муниципальные методические объединения, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации.
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 16 июня 2020 г. N 808 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Мурманской области"
Вступает в силу с 17 июня 2020 г.
Текст приказа опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 17 июня 2020 г.