Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Транссвязьтелеком" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ООО "Транссвязьтелеком" оспаривает конституционность статей 58 "Оператор универсального обслуживания", 59 "Резерв универсального обслуживания", 60 "Источники формирования резерва универсального обслуживания" и 61 "Расходование средств резерва универсального обслуживания" Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу решением арбитражного суда с ООО "Транссвязьтелеком", являющегося оператором сети связи общего пользования, по иску Федерального агентства связи взыскана задолженность за III и IV кварталы 2015 года и IV квартал 2016 года по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания.
Заявитель, ссылаясь на нарушение принципа конкуренции в сфере оказания услуг связи и указывая на несправедливое распределение средств резерва универсального обслуживания, просит признать оспариваемые положения названного Федерального закона не соответствующими статьям 8 (часть 2), 34 (часть 2), 35 (части 1 и 3), 55 (часть 3), 57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации относит связь к предметам ведения Российской Федерации (статья 71, пункт "и"), по которым принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1).
Федеральный закон "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи (преамбула).
Данный Федеральный закон среди прочего закрепляет обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания, средства которого в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, предусмотренные этим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 59 и 60). Так, средства резерва расходуются в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров (пункт 6 Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 243).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данные отчисления, осуществляемые операторами сети связи общего пользования - группой субъектов предпринимательской деятельности, которых объединяет общая заинтересованность в развитии инфраструктуры связи как хозяйственной отрасли, обладают существенными признаками, характерными не для налогов, а для фискальных сборов, которые также не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П).
Во исполнение предписаний, содержащихся в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи", уточняющий правовые основы деятельности в области связи в части формирования резерва универсального обслуживания. В частности, с принятием данного Федерального закона основные элементы указанного фискального сбора (база, ставка отчислений и др.) установлены непосредственно законом (статья 60 Федерального закона "О связи").
С учетом этого положения оспариваемых статей 59 и 60 Федерального закона "О связи", регулирующие общие вопросы формирования резерва универсального обслуживания, будучи направленными на создание надлежащих условий для оказания социально значимых услуг связи, внедрения перспективных технологий и стандартов, а также развития инфраструктуры связи, - при соблюдении требований прозрачности, соразмерности и недопущения дискриминации на рынке услуг связи - сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Что касается оспариваемых статей 58 и 61 названного Федерального закона, то они с учетом представленных заявителем материалов в его конкретном деле о взыскании задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания не применялись. Следовательно, в указанной части данная жалоба также не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транссвязьтелеком", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2020 г. N 1140-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транссвязьтелеком" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 58-61 Федерального закона "О связи"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)