Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части планирования закупок, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.
Единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения установлен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Согласно пункту 168 Инструкции N 174н обобщение информации об исполнении учреждением плановых назначений отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 050400000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения", содержащих в 24-26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ в разрезе финансовых периодов.
При этом дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 050400200 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по расходам", 050400300 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по приобретению нефинансовых активов" (050400500 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по приобретению финансовых активов", 050400800 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по погашению долговых обязательств") отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.
Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 050400100 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам" (050400600 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по выбытию финансовых активов", 050400700 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по увеличению обязательств") отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.
Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) принимаемые обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) в соответствующем финансовом году денежные средства.
Принимаемые обязательства отражаются на соответствующем счете аналитического учета счета 050207000 "Принимаемые обязательства".
Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - Инструкция 33н), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н.
Согласно пункту 48 Инструкции N 33н в графе 5 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) отражаются в том числе обязательства, принимаемые при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и отражаемые на счете 050217000 "Принимаемые обязательства на текущий финансовый год" при условии размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе.
Соответственно, если действующим законодательством не предусмотрено размещение в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика, заключение договора с единственным поставщиком отражается на соответствующем счете аналитического учета счета 050201000 "Принятые обязательства" без применения счета 050207000 "Принимаемые обязательства" и Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) данный факт хозяйственной жизни отражается в графе 6 (без отражения по графам 5, 7 Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738).
При этом отмечаем, что Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 (далее - Положение N 1279).
Согласно пункту 7 Положения N 1279 план-график включает информацию о закупках, извещения об осуществлении которых планируется разместить, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 16 Положения N 1279 в разделе 2 приложения к Положению в графе 6 указывается планируемый год размещения извещения (извещений) об осуществлении закупки или приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо заключения контракта (контрактов) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом пунктом 18 Положения N 1279 установлен исчерпывающий перечень закупок, информация о которых включается в план-график в форме отдельной закупки.
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Положения N 1279 в план-график в форме отдельной закупки включается, в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. При этом графы 3, 4, 12, 14 раздела 2 приложения к Положению не заполняются. В качестве наименования объекта закупки указывается положение закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.
Таким образом, при формировании позиции плана-графика, содержащей информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчики указывают такую информацию в форме отдельной закупки.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 24-01-08/22078 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был