Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2020 г. N 43-КА20-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Ягульское" на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 1 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Скориковой С.В. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Ягульское" в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 18:08:019003:6438 и присвоении почтового адреса земельному участку, возложении обязанности на административного ответчика выдать градостроительный план названного земельного участка и присвоить ему почтовый адрес.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Скорикова С.В. обратилась в Администрацию муниципального образования "Ягульское" (далее также - Администрация) с заявлениями о присвоении почтового адреса, а также подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 18:08:019003:6438 для предполагаемого строительства жилого дома.
Письмами Администрации от 30 июля 2018 г. N 739-м, N 740-м Скориковой С.В. отказано в удовлетворении заявлений на основании части 3 статьи 41, части 4 статьи 57 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), пункта 8, подпункта "г" пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", в связи с отсутствием документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий истцу.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 1 ноября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2019 г., удовлетворено частично административное исковое заявление Скориковой С.В. Признаны незаконными отказы Администрации от 30 июля 2018 г. N 739-м, N 740-м в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Удмуртская, кадастровый номер 18:08:019003:6438, и выдаче градостроительного плана данного земельного участка; на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Скориковой С.В. путем повторного рассмотрения в установленном порядке заявлений истца о присвоении почтового адреса земельному участку и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 мая 2019 г. Администрации отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы Администрации муниципального образования "Ягульское" и материалов истребованного административного дела Судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 18:08:019003:6438, принадлежащий на праве собственности истцу, отнесен к землям населенных пунктов и находится в территориальной зоне застройки индивидуальными домами "Ж", виды разрешенного использования данного земельного участка: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
Оспариваемые отказы в присвоении почтового адреса земельному участку и подготовке градостроительного плана земельного участка обусловлены тем, что образование земельного участка осуществлено без подготовки документации по планировке территории земельного участка, без выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. При этом административный ответчик исходил из того, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок подлежит застройке индивидуальным жилым домом, что потребует строительство линейных объектов и установление красных линий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что градостроительный план земельного участка носит исключительно информационный характер, в связи с чем у административного ответчика отсутствуют основания для отказа в его подготовке и выдаче.
Также суд сослался на пункт 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", который не содержит таких оснований для отказа в присвоении объекту адресации адреса, которые Администрация привела в обжалуемых письмах.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно части 4 статьи 57 3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 41 ГрК РФ к случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, относится необходимость установления, изменения или отмены красных линий.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ к видам документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территории.
При этом положениями части 3 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что проект планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства Административным истцом подано в Администрацию заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного под жилую застройку, при отсутствии утвержденного проекта планировки территории и установленных красных линий.
Таким образом, ввиду того, что участок образован по инициативе собственника, и документация по планировке территории в отношении данного участка отсутствовала, выводы суда в данной части о невозможности применения части 3 статьи 41 ГрК РФ являются ошибочными.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее также - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; с утверждением проекта планировки территории; с принятием решения о строительстве объекта адресации (п. 21 Правил).
В присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в частности, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14-18 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в случае подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Поскольку при подаче заявления о присвоении адреса, а также о выдаче градостроительного плана земельного участка документация по планировке территории в отношении указанного участка отсутствовала, то отказ в присвоении адреса земельному участку, а также в подготовке и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок является обоснованным.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС РФ,
определила:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 1 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2019 г. отменить, в удовлетворении административного искового заявления Скориковой Светланы Васильевны - отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2020 г. N 43-КА20-1
Текст определения опубликован не был