Определение Уставного Суда Калининградской области от 17 июня 2020 г. N 26-О
"О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ", принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от 26 декабря 2016 года N 139 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский городской округ"
город Калининград
17 июня 2020 года
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - заместителя председателя В.М.Ф., судьи А.В.К., рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф., заслушав доклад судьи В.М.Ф., проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя, исследовав представленные документы и иные материалы, установил:
1. В Уставный Суд 25 марта 2020 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. (далее - заявитель) поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ" (далее - Устав муниципального образования), принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от 26 декабря 2016 года N 139 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский городской округ" (далее - Решение N 139).
По существу обращения заявитель поясняет следующее.
Согласно оспариваемой норме к вопросам местного значения Полесского городского округа относятся создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).
Пункт 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования до недавнего времени корреспондировал по своему содержанию пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Однако в настоящее время в оспариваемой части Устав муниципального образования не учитывает изменения в законодательстве о местном самоуправлении, которые были внесены Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 33 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ после слов "условий для" дополнен словами "развития сельскохозяйственного производства". Данный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 1 мая 2019 года, в соответствии со статьей 2 вступил в силу со дня официального опубликования.
Таким образом, в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ создание условий для развития сельскохозяйственного производства является вопросом местного значения городского округа и должно быть включено в Устав муниципального образования, как это предписано пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ.
По мнению заявителя, Полесским окружным Советом депутатов не исполнена обязанность, предусмотренная частью 9 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, внести необходимые изменения в Устав в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанных выше изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ, что влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, противоречие пункта 37 части 1 статьи 3 Устава пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ и его несоответствие пунктам 3, 4 статьи 15, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, требованиями Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит Уставный Суд признать пункт 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования, в той мере, в какой он не предусматривает в качестве вопроса местного значения - создание условий для развития сельскохозяйственного производства, не соответствующим пунктам 3, 4 статьи 15, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Согласно положениям статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (пункт 2 части 1).
Устав муниципального образования "Полесский городской округ" принят в период действия Устава муниципального образования "Полесский муниципальный район", принятого Решением Полесского окружного Совета депутатов от 10 декабря 2008 года N 120 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский муниципальный район" (далее - Решение N 120).
Согласно Уставу муниципального образования "Полесский муниципальный район" представительный орган - районный Совет депутатов МО "Полесский район" и глава МО "Полесский район" (далее - глава района) входят в структуру органов местного самоуправления МО "Полесский район" (часть 1 статьи 23).
В исключительной компетенции районного Совета депутатов МО "Полесский район" находится принятие Устава МО "Полесский район" и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 7 статьи 25).
Глава района является высшим должностным лицом муниципального образования "Полесский район" и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, (часть 1 статьи 24).
Глава района подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов (часть 3 статьи 24).
Таким образом, Устав муниципального образования "Полесский городской округ" был принят Полесским районным Советом депутатов в пределах предоставленных ему на тот период полномочий.
Решение N 100 утратило силу с 1 января 2017 года с принятием Решения N 139 (пункт 4).
Устав муниципального образования "Полесский городской округ" принят Решением Полесского районного Совета депутатов муниципального образования "Полесский муниципальный район" от 26 декабря 2016 года N 139 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский городской округ" и является приложением к нему.
Решение N 139 подписано главой муниципального образования "Полесский муниципальный район" А.Ю.М., зарегистрировано в Управлении Минюста России по Калининградской области 28 декабря 2016 года N RU393270002016001, опубликовано 31 декабря 2016 года в газете "Полесский вестник" N 97.
Устав муниципального образования "Полесский городской округ" вступил в силу после официального опубликования, но не ранее чем с 01.01. 2017 года (пункт 5 Решения N 139).
В настоящее время Устав муниципального образования "Полесский городской округ" действует в редакции Решения Совета депутатов Полесского городского округа от 21 января 2020 года N 386 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Полесский городской округ" (в редакции от 31.10.2017, от 19.01.2019, 24.08.2019)".
Оспариваемая заявителем норма действует в редакции Решения Совета депутатов Полесского городского округа от 26 декабря 2018 года N 311 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Полесский городской округ" (в редакции от 30.08.2017 N 203)".
Устав муниципального образования "Полесский городской округ" является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и действует на всей территории муниципального образования (часть 4 статьи 28 Устава муниципального образования).
Таким образом, Устав муниципального образования "Полесский городской округ" принят управомоченным органом местного самоуправления, является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.
3. Статья 83 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
П.Н.Ф., обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.
Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования, принятого Решением N 139.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области определил:
1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ", принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от 26 декабря 2016 года N 139 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский городской округ", в той мере, в какой он не предусматривает в качестве вопроса местного значения - создание условий для развития сельскохозяйственного производства.
2. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М.Ф. судьей-докладчиком по указанному делу.
3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Уставный Суд
Калининградской области
N 26-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Калининградской области от 17 июня 2020 г. N 26-О "О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 37 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования "Полесский городской округ", принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от 26 декабря 2016 года N 139 "О принятии Устава муниципального образования "Полесский городской округ"
Текст определения опубликован не был