Решение Калининградского областного суда от 17 февраля 2020 г. N 3а-7/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего - судьи К.Г.В., с участием прокурора - Б.Л.В., при секретаре - Л.М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Р.Л.В., С.Н.С. об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ", утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, установил:
Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 утвержден Генеральный план Гурьевского городского округа.
Данное решение Гурьевского окружного Совета депутатов опубликовано в еженедельной общественно-политической газете Гурьевского городского округа Калининградской области "Наше время" N 4 (10683) от 31 января 2019 года, а также размещено на официальном сайте Гурьевского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и вступило в силу.
Р.Л.В., С.Н.С. (далее также - административные истцы) обратились в суд с административными исковыми заявлениями к администрации Гурьевского городского округа, Гурьевскому окружному Совету депутатов о признании недействующим Генерального плана Гурьевского городского округа в части установления санитарно-защитной зоны от нефтескважины.
В обоснование иска административный истец Р.Л.В. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 344+/- 13 кв. м, виды разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>
Административным истцом получен градостроительный план земельного участка.
По результатам рассмотрения направленного административным истцом уведомления о планируемом строительстве, администрация Гурьевского городского округа направила уведомление о недопустимости строительства в частности в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны нефтескважины.
В обоснование иска административный истец С.Н.С. указала, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером N площадью 900 +/- 11 кв. м, и с кадастровым номером N площадью 2035 +/- 16 кв. м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>
Административным истцом получены градостроительные планы земельных участков.
По результатам рассмотрения направленных административным истцом уведомлений о планируемом строительстве, администрация Гурьевского городского округа направила уведомления о недопустимости размещения объектов индивидуального строительства в частности в связи с тем, что рассматриваемые земельные участки полностью расположены в границах санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины.
Административные истцы указывают, что санитарно-защитные зоны, в которых расположены их земельные участки, созданы Гурьевским окружным Советом депутатов при утверждении Генерального плана Гурьевского городского округа, что нарушает установленный законом порядок создания, регистрации санитарно-защитных зон, а также нарушает права административных истцов на свободное использование принадлежащих им земельных участков по назначению.
Поскольку Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, административные истцы считают, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно устанавливать или изменять размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельных участков, принадлежащих административным истцам.
Административный истец Р.Л.В. просит суд признать недействующим Генеральный план Гурьевского городского округа, утвержденный решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части установления и отображения санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины, в которой полностью расположен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>
Административный истец С.Н.С. просит суд признать недействующим Генеральный план Гурьевского городского округа, утвержденный решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части установления и отображения санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины, в которой полностью расположены земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположенные по адресу: <адрес>.
Определением судьи Калининградского областного суда от 30 сентября 2019 года (т.1, л.д. 1) административное исковое заявление Р.Л.В. принято к производству суда. Определением Калининградского областного суда от 15 октября 2019 года (т.1, л.д. 129-131) административное дело было объединено в одно производство с административным делом N 3а-74/2019 по административному исковому заявлению Р.О.Э.
Определением судьи Калининградского областного суда от 23 октября 2019 года (т.1, л.д. 134-136) принято к производству суда административное исковое заявление С.Н.С. Дело объединено в одно производство с административным делом N 3а-74/2019.
Определением Калининградского областного суда от 28 октября 2019 года (т.1, л.д. 168-171) из административного дела N 3а-74/2019 в отдельное производство выделены административные исковые требования Р.Л.В., С.Н.С. об оспаривании Генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" в части отображения в материалах по обоснованию Генерального плана санитарно-защитной зоны от нефтяных скважин в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N.
Определением судьи Калининградского областного суда от 7 ноября 2019 года (т.1, л.д. 172-174) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Л.-К.". Определениями Калининградского областного суда от 12 декабря 2019 года (т.2, л.д. 37-39), и от 20 января 2020 года (т.2, л.д. 90-91) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены, соответственно, Правительство Калининградской области и Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области.
Относительно административных исковых заявлений Р.Л.В., С.Н.С. администрацией Гурьевского городского округа и Гурьевским окружным Советом депутатов (т.1, л.д. 205-207), ООО "Л.-К." (т.1, л.д. 228-231, т. 2, л.д. 1-4), Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области представлены письменные возражения (т.2, л.д. 43-47).
ООО "Л.-К." также представлены дополнительные возражения (т.2, л.д. 211-213).
В письменном отзыве Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (т.2, л.д. 194-198) указанное заинтересованное лицо возражает против удовлетворения административного искового заявления Р.Л.В., но считает возможным удовлетворить требования административного истца С.Н.В.
Р.Л.В., С.Н.В., Правительство Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
С учетом мнения остальных участников процесса и положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Определением Калининградского областного суда от 17 февраля 2020 года по основаниям, изложенным в указанном определении, отказано в удовлетворении ходатайства представителя ООО "Л.-К." К.Е.В. о направлении судом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле Конституции Российской Федерации и приостановлении производства по административному делу.
Представитель административных истцов - З.К.Г. в судебном заседании административные исковые заявления Р.Л.В., С.Н.С. поддержала по изложенным в них доводам и заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков - администрации Гурьевского городского округа и Гурьевского окружного Совета депутатов С.В.Л., а также представители заинтересованных лиц: Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области - Ж.И.Ю., ООО "Л.-К." - К.Е.В., просили суд в удовлетворении административных исковых заявлений Р.Л.В., С.Н.С. отказать, поддержали ранее представленные письменные возражения. Полагают, что Генеральный план Гурьевского городского округа, утвержденный решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, не противоречит нормативным правовым актам, имеющую большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Д.Н.Г., поддержав ранее представленный письменный отзыв, возражая против удовлетворения административного искового заявления Р.Л.В., полагал возможным удовлетворить требования административного истца С.Н.В.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Б.Л.В., полагавшей заявленные административными истцами требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а также выслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Р.Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1344 +/- кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 91-94).
Судом также установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что С.Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 900 +/- 11 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2035 +/- 16 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 141-142, 143-144).
Согласно представленным Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в материалы дела фрагментам карты функциональных зон городского округа Генерального плана Гурьевского городского округа (т.2, л.д.53-54) земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N отнесены к зоне сельскохозяйственного использования.
Как также следует из представленных административными истцами градостроительных планов вышеуказанных земельных участков (т.1. л.д. 95-100, 145-156) земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новомосковского сельского поселения, утвержденными решением Новомосковского сельского Совета депутатов от 29 апреля 2013 года N 150, а земельные участки с кадастровыми номерами N и N в соответствии с Правилами землепользования и застройки Низовского сельского поселения, утвержденными решением Низовского сельского Совета депутатов от 29 апреля 2013 года N 150, расположены в территориальной зоне "зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения (в том числе дачные, садовые общества, ЛПХ)".
В период рассмотрения административного дела судом, решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19 декабря 2019 года N 266 утверждены и вступили в силу Правила землепользования и застройки Гурьевского городского округа, в соответствии с которыми земельные участки административных истцов отнесены к зоне сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (Сх 4). Градостроительный регламент указанной зоны допускает размещение жилого дома на земельном участке с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" (т.2, л.д.148-149). Таким образом, как на момент обращения административных истцов с иском в суд, так и на момент рассмотрения административного дела судом территориальная зона и вид разрешенного использования принадлежащих административным истцам земельных участков допускает строительство жилых домов.
Согласно представленным Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в материалы дела фрагментам карты зон с особыми условиями использования территории Генерального плана Гурьевского городского округа, утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 (т.2, л.д. 51-52) земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами N, N, N полностью расположены в границах санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Гурьевский городской округ является муниципальным образованием, наделенным указанным статусом в соответствии с Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (далее - Закон N 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области (статья 1).
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 19 предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Оспариваемый Генеральный план Гурьевского городского округа, учитывая, что его разработка согласно представленному административными ответчиками в материалы дела постановлению администрации Гурьевского муниципального района от 17 октября 2013 года N 5032 "О разработке проекта генерального плана муниципального образования "Гурьевский городской округ" (т. 2, л.д. 125-126) начата до вступления в силу Закона N 19, принят уполномоченным органом, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Калининградского суда от 24 октября 2019 года по делу N 3а-97/2019 установлено (т. 2, л.д. 202-210), что Генеральный план муниципального образования "Гурьевский городской округ" принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры официального опубликования.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из письменных возражений Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (т.2, л.д. 43-47) санитарно-защитная зона нефтяной скважины отображена в материалах по обоснованию Генерального плана Гурьевского городского округа на основании расчетных размеров, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74.
То обстоятельство, что материалы по обоснованию Генерального плана решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190 отдельно не утверждались, не свидетельствует о том, что указанные материалы не имеют юридической силы, поскольку в силу вышеприведенных положений части 6 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме и в виде карт являются приложением к генеральному плану, т.е. его неотъемлемой частью.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН). Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).
Из материалов дела следует, что ООО "Л.-К." осуществляет деятельность по пользованию недрами на территории Ладушкинского и Алешкинского нефтяных месторождений.
В соответствии с пунктом 7.1.3 СанПиН санитарно-защитная зона от объектов по добыче нефти (класс III) составляет 300 метров.
Вместе с тем, как следует из полученных на запрос суда ответов Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (т. 2, л.д. 94, 96), решения об установлении санитарно-защитной зоны для нефтескважин ООО "Л.-К.", расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, Управлением не выдавались. Соответствующие материалы в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета не направлялись, следовательно, санитарно-защитная зона для данного объекта не является установленной. В указанных ответах также сообщается, что санитарно-эпидемиологические заключения на проекты по установлению санитарно-защитной зоны, затрагивающие вышеуказанные территории не выдавались.
То обстоятельство, что как указано в письменном отзыве Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (т.2, л.д. 194-198), ООО "Л.-К." разработало проект обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны для объекта "Реконструкция ДНС Ладушкинского н/м", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: <адрес> и получило на него санитарно-эпидемиологическое заключение, об установлении санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка административного истца Р.Л.В. в порядке, установленном СанПиН не свидетельствует, поскольку как следует из материалов дела, решение Главным государственным санитарным врачом Калининградской области или его заместителем об утверждении санитарно-защитной зоны для указанного объекта не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 и утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон) СанПиН действуют в части не противоречащей указанным Правилам.
Согласно пункту 3 Правил установления санитарно-защитных зон решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
С учетом приведенных норм, а также анализа положений Закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Вместе с тем, как на момент обращения административных истцов в суд, так и до настоящего времени для ООО "Л.-К." применительно к вышеуказанным территориям нефтяных скважин санитарно-защитная зона в соответствии с требованиями санитарного законодательства не установлена.
Как следует из представленных ООО "Л.-К." материалов (т.2 л.д. 194-196) и пояснений представителя общества в судебном заседании, 14 февраля 2020 года общество обратилось в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и выдачу экспертного заключения на проект установления санитарно-защитной зоны для куста скважин Алешкинского нефтяного месторождения, расположенного в пос. Прибрежное Гурьевского района Калининградской области. Однако указанное обращение, является лишь одним из элементов предусмотренной законодательством процедуры установления санитарно-защитной зоны, в связи с чем не может являться основанием для не рассмотрения судом заявленных административными истцами требований.
При этом согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом изложенного, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что отображение на карте зон с особыми условиями использования территории в составе материалов по обоснованию Генерального плана Гурьевского городского округа утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность их отображения в генеральном плане.
Доводы возражений ООО "Л.-К.", Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а также Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (в части требований административного истца Р.Л.В.), со ссылкой на положения Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ, суд полагает необоснованными.
Положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 455-ФЗ) с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют, применяются к санитарно-защитным зонам, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признания не действующими документов территориального планирования в случае отображения на картографическом материале границ таких зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения. Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2019 года по делу N 46-АПА19-25, от 5 декабря 2019 года по делу N 9-АПА19-38, от 26 декабря 2019 года N 9-АПА19-42.
Ссылки ООО "Л.-К." на нахождение земельных участков административных истцов в границах наименьших расстояний от устьев нефтяных скважин, а также в границах расстояний, предусмотренных законодательством с целью соблюдения взрывопожарной безопасности от устьев нефтяных скважин, не свидетельствуют о соответствии Генерального плана Гурьевского городского округа, утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в оспариваемой части требованиям закона.
То обстоятельство, что в полученных административными истцами уведомлениях администрации Гурьевского городского округа о недопустимости размещения объектов индивидуального строительства отсутствуют прямые ссылки на положения Генерального плана Гурьевского городского округа, утвержденного решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, основанием для отказа судом в удовлетворении заявленных административными истцами требований признано быть не может. Судом достоверно установлено, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Следовательно, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, в силу вышеприведенных положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации они вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Установление режима зоны с особыми условиями использования территории регламентирует использование земельного участка, в том числе использование его для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем отображение в материалах по обоснованию Генерального плана Гурьевского городского округа земельных участков административных истцов в границах санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, с установлением соответствующих ограничений по использованию земельных участков, нарушает права административных истцов.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
При установленных по делу обстоятельствах суд находит административные исковые заявления Р.Л.В., С.Н.С. подлежащим удовлетворению, Генеральный план Гурьевского городского округа, утвержденный решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории в составе материалов по обоснованию генерального плана санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины, в границах земельных участков административных истцов - подлежащим признанию не действующим.
Определяя дату, с которой нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию не действующими, суд соглашается с позицией административных истцов о необходимости признать не действующими Генеральный план Гурьевского городского округа в оспариваемой части с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые заявления Р.Л.В., С.Н.С. удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта Генеральный план Гурьевского городского округа, утвержденный решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24 января 2019 года N 190, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории в составе материалов по обоснованию генерального плана санитарно-защитной зоны от нефтяной скважины, в границах: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>; земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>.
Возложить на Гурьевский окружной Совет депутатов обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты, принятые Гурьевским окружным Советом депутатов, и разместить его на официальном сайте Гурьевского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года.
Судья Калининградского |
Г.В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 17 февраля 2020 г. N 3а-7/2020
Текст решения опубликован не был