В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации", Положением о министерстве образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2010 г. N 669, приказываю:
утвердить прилагаемое Положение о ведомственном контроле за деятельностью образовательных организаций, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
Министр |
С.В. Злобин |
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 20 марта 2020 г. N 316-01-63-705/20
Положение
о ведомственном контроле за деятельностью образовательных организаций, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о ведомственном контроле за деятельностью образовательных организаций, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - Положение), устанавливает требования к организации и осуществлению ведомственного контроля министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - Министерство), определяет цель, задачи, формы ведомственного контроля, периодичность, сроки, порядок проведения контрольных мероприятий, оформления результатов.
1.2. Под ведомственным контролем за деятельностью образовательных организаций, подведомственных Министерству (далее - ведомственный контроль, образовательные организации) понимается деятельность Министерства посредством проведения проверок, мониторинга, изучения деятельности образовательных организаций.
1.3. Ведомственный контроль осуществляются специалистами и иными сотрудниками Министерства, уполномоченными для проведения ведомственного контроля за деятельностью образовательных организаций, по направлениям деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
В рамках ведомственного контроля могут привлекаться специалисты иных организаций и учреждений, в том числе других органов исполнительной власти Нижегородской области.
2. Цель, задачи, предмет и направления ведомственного контроля
2.1. Целью ведомственного контроля является повышение эффективности деятельности образовательных организаций, выявление в деятельности проверяемых образовательных организаций причин, способствующих возникновению нарушений и препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
2.2. Основными задачами ведомственного контроля являются:
- выявление случаев нарушения и неисполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, Нижегородской области, Министерства в деятельности образовательных организаций;
- принятие в пределах своей компетенции мер по их предупреждению;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности образовательных организаций, должностных лиц;
- оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.
2.3. Предметом ведомственного контроля является деятельность Министерства, направленная на оценку соблюдения образовательными организациями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, относящимися к законодательству в области образования, науки и молодежной политики, а также нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области, Министерства, посредством проведения проверок, мониторинга, изучения деятельности образовательных организаций.
2.4. Ведомственный контроль осуществляется по следующим направлениям:
2.4.1. В сфере организации предоставления образования:
- реализация прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях;
- создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях;
- соблюдение прав участников образовательных отношений образовательного учреждения;
- организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- создание условий, организация медико-педагогического сопровождения воспитанников;
- соблюдение прав детей на получение дополнительного образования;
- организация предоставления дополнительного профессионального образования;
- иные вопросы в пределах полномочий Министерства.
2.4.2. В сфере управления образовательной организацией:
- реализация программы развития образовательной организации;
- соблюдение требований законодательства при работе с заявлениями, обращениями и жалобами участников образовательных отношений по вопросам реализации их конституционных прав на получение бесплатного и общедоступного дошкольного образования;
- соответствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству, муниципальным нормативным актам и уставу организации;
- исполнение норм и правил, установленных уставами и локальными нормативными актами образовательных учреждений, а также нормативными, правовыми и распорядительными актами Правительства Нижегородской области, Министерства;
- соблюдение нормативных локальных актов образовательной организации по ведению внутренней документации;
- обеспечение информационной открытости образовательной организации;
- соблюдение норм и правил, предусмотренных локальными нормативными актами и уставом образовательной организации при приеме, изменении образовательных отношений, прекращении образовательных отношений, переводе;
- иные вопросы в пределах полномочий Министерства.
2.4.3. В сфере организации методической работы:
- организация методического обеспечения образовательной деятельности;
- осуществление повышения квалификации педагогических работников;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- создание условий для всестороннего развития, поддержки одаренных и талантливых детей;
- иные вопросы в пределах полномочий Министерства.
2.4.4. В сфере материально-технического обеспечения образовательных учреждений, создания условий для организации питания и медицинского обслуживания воспитанников:
- обеспечение условий безопасного функционирования образовательных организаций в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, противопожарного, антитеррористического законодательства;
- организация работы по профилактике детского травматизма, обеспечение безопасных условий труда, обучения и воспитания в соответствии с требованиями законодательства по охране труда и технике безопасности, организация и проведение расследований несчастных случаев;
- обеспечение соблюдения правил гражданской обороны;
- организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение развития материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание условий для организации питания и медицинского обслуживания воспитанников;
- осуществление мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов;
- организация и проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- иные вопросы в пределах полномочий Министерства.
2.4.5. В сфере публичной деятельности и управления информационными ресурсами:
- представление и достоверность показателей о соответствии федеральным, региональным и муниципальным нормативам условий осуществления образовательной деятельности;
- обеспечение информированности о деятельности образовательной организации;
- наличие и состояние официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
- иные вопросы в пределах полномочий Министерства.
3. Формы ведомственного контроля и контрольные мероприятия
3.1. Ведомственный контроль осуществляется в форме проверок, мониторинга, изучения деятельности образовательной организации.
3.2. Проверки могут быть выездные или документарные (камеральные).
3.2.1. Выездные проверки - проверки, которые проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации.
3.2.2. Документарные проверки - проверки, которые проводятся по месту нахождения Министерства. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности образовательной организации и документах, предоставленных образовательной организацией.
3.3. В зависимости от основания проведения контроля могут проводиться плановые и внеплановые проверки.
3.3.1. Плановые проверки - проверки, проводимые не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок образовательной организации, утверждаемым приказом о плане работы Министерства на год.
3.3.2. Внеплановые (оперативные) проверки - проверки, проводимые при поступлении в Министерство:
- обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых образовательной организацией услуг (выполняемых работ);
- при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации;
- при обнаружении в представленных образовательной организацией документах нарушений, связанных с предметом контроля.
3.4. В зависимости от объема контрольного мероприятия могут проводиться комплексные или тематические проверки.
3.5. Мониторинг - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся.
Мониторинг проводится путем сбора, обработки и анализа информации о деятельности образовательных организаций в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании приказа Министерства.
3.6. Изучение деятельности образовательной организации - может носить как комплексный, так и тематический характер.
Комплексное изучение деятельности направлено на всестороннее изучение и оценку деятельности образовательной организации.
Тематическое изучение деятельности направлено на изучение и оценку деятельности образовательных организаций по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.
Периодичность изучения деятельности образовательной организации определяется необходимостью получения объективной информации об образовательной организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.6. Продолжительность проверок составляет:
- не более 2 рабочих дней для внеплановых проверок;
- не более 5 рабочих дней для тематических проверок;
- не более 10 рабочих дней для документарных проверок;
- не более 20 рабочих дней для комплексных проверок.
4. Изучение деятельности образовательной организации
4.1. Изучение деятельности образовательной организации осуществляется лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) на изучение деятельности образовательной организации.
4.2. Лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на изучение деятельности образовательной организации, определяется приказом Министерства с учетом требований настоящего Положения.
Приказ Министерства об изучении деятельности образовательной организации подготавливается структурным подразделением Министерства, курирующим образовательную организацию.
4.3. Для изучения деятельности образовательной организации приказом Министерства может формироваться комиссия (группа специалистов).
4.4. Изучение деятельности образовательной организации проводится в установленные сроки, указанные в приказе Министерства об изучении деятельности образовательной организации.
4.4.1. В приказе об изучении деятельности образовательной организации указываются:
- полное наименование образовательной организации, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;
- лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на изучение деятельности образовательной организации;
- срок проведения мероприятий по изучению деятельности образовательной организации;
- перечень документов, представление которых образовательной организации необходимо для достижения цели изучения деятельности образовательной организации.
4.5. Лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на изучение деятельности образовательной организации, с целью изучения деятельности образовательной организации имеют право посещать образовательную организацию при предъявлении копии приказа Министерства об изучении деятельности образовательной организации.
4.6. Доступ лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на изучение деятельности образовательной организации, на территорию образовательной организации обеспечивается руководителями проверяемых образовательных организаций.
5. Порядок проведения проверок деятельности образовательных организаций
5.1. Проведение проверки деятельности образовательных организаций осуществляется лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) на проведение проверки.
5.2. Лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки, определяется приказом Министерства с учетом требований настоящего Положения.
Приказ Министерства о проведении проверки подготавливается структурным подразделением Министерства, курирующим проверяемую образовательную организацию.
5.3. К проведению проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации.
5.4. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе Министерства о проведении проверки.
5.4.1. В приказе о проверке образовательной организации указываются:
- вид проводимой проверки (плановая, внеплановая);
- полное наименование образовательной организации, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;
- лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки;
- основания проведения проверки;
- срок проведения проверки, даты начала и окончания проверки;
- период времени, относительно которого осуществляется проверка;
- перечень документов, представление которых образовательной организации необходимо для достижения цели проведения проверки.
5.5. О проведении плановой проверки руководитель образовательной организации уведомляется Министерством не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения контрольных мероприятий путем направления соответствующего приказа.
О проведении внеплановой проверки руководитель образовательной организации уведомляется Министерством не позднее чем за 1 рабочий дня до начала проведения контрольных мероприятий путем направления соответствующего приказа
Решение об отмене или переносе срока плановой проверки принимается министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
5.6. Для проведения проверки приказом Министерства может формироваться комиссия (группа специалистов) (далее - Комиссия). Количество членов комиссии зависит от вида проверки, количества и объема проверяемой информации и сложности предмета проверки.
5.7. Лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения контрольных мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, имеют право посещать образовательную организацию при предъявлении копии приказа Министерства о проведении проверки.
При проведении проверки должностные лица не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Министерства;
- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
5.8. Доступ лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, на территорию образовательной организации обеспечивается руководителями проверяемых образовательных организаций.
5.9. Факты воспрепятствования руководителя проверяемой образовательной организации доступу лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, в образовательную организацию либо на объекты, являющиеся предметом проверки, а также факты отказа руководителя проверяемой образовательной организации от дачи необходимых объяснений подлежат отражению в акте проверки. Установление указанных фактов может являться основанием для применения к руководителю образовательной организации мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
6. Оформление результатов проведения контрольных мероприятий
6.1. Результаты проверки в течение трех рабочих дней с момента окончания проверки оформляются актом проверки (приложение 1 к настоящему Положению).
6.2. Акт проверки составляется в 2 экземплярах.
6.3. В акте проверки указываются:
- наименование органа ведомственного контроля;
- дата, время и место составления акта проверки;
- вид проверки (плановая либо внеплановая, документарная либо выездная);
- регламент ведомственного контроля;
- дата и номер приказа органа ведомственного контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
- наименование проверяемой образовательной организации, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица образовательной организации, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты;
- сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства, если установление таковых лиц возможно на основании локальных нормативных актов образовательной организации;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им должностного лица образовательной организации, присутствовавшего при проведении проверки;
- подписи лиц (лица), проводивших проверку.
6.4. Один экземпляр акта проверки в течение пяти рабочих дней с момента оформления акта проверки направляется в адрес проверяемой образовательной организации или вручается уполномоченному должностному лицу образовательной организации под роспись.
6.5. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, образовательная организация в течение пяти рабочих дней с даты получения акта проверки представляет в Министерство письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений и документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.
6.6. Министерство ведет журнал учета проводимых проверок. Журнал учета проводимых проверок заполняется в соответствии с формой (приложению 2 к настоящему Положению).
6.7. Итоговыми документами по результатам изучения деятельности образовательной организации может являться справка, письмо, служебная записка, отчет, аналитические и сводные материалы, информация.
7. Устранение нарушений, выявленных по результатам проведения проверки
7.1. Руководитель подведомственной организации обязан устранить нарушения законодательства, выявленные при проведении проверки, в срок, указанный в акте проверки.
7.2. В случае невозможности по независящим от руководителя подведомственной организации причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в срок, указанный в акте проверки, руководитель обращается в Министерство с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства.
7.3. Срок устранения нарушений законодательства может быть продлен министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области путем издания приказа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
7.4. По истечении срока устранения выявленных нарушений законодательства, установленного актом проверки или приказом Министерства о продлении срока устранения нарушений трудового законодательства (в случае продления указанного срока), руководитель подведомственной организации обязан представить отчет об их устранении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
8. Меры, принимаемые Министерством по результатам проведения проверки
В случае выявления нарушений законодательства в подведомственных организациях Министерство направляет в подведомственную организацию предложения о привлечении виновных лиц к ответственности или принимает меры к руководителю подведомственной организации в соответствии с федеральным законодательством.
Приложение 1
к Положению о ведомственном контроле за деятельностью
подведомственных министерству образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области
образовательных организациях
Акт
проверки N ________
___________________________________________________
(наименование органа ведомственного контроля)
__________________________
(место составления акта)
__________________________
(время составления акта)
"__" _____________ 20__ г.
(дата составления акта)
Вид проводимой проверки
(плановая либо внеплановая, документарная либо выездная)
Дата и номер приказа Министерства
Фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки
N |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование проверяемой подведомственной организации, фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного им должностного лица подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки |
|
|
|
|
|
|
Дата, время, продолжительность и место проведения проверки |
|
Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты:
N |
Выявленные нарушения законодательства |
Основания (пункт, статья, реквизиты НПА) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о лицах, допустивших нарушения законодательства:
N |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного им лица подведомственной организации, присутствовавших при проведении проверки: | |
| |
| |
| |
Подписи лица или лиц, проводивших проверку ________________________ /_________________________________/ ________________________ /_________________________________/ ________________________ /_________________________________/ | |
Прилагаемые документы: | |
| |
| |
С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а): | |
| |
| |
(фамилия, имя, отчество, должность руководителя подведомственной организации или уполномоченного им должностного лица, факт ознакомления с актом проверки либо отказ в ознакомлении с актом проверки) | |
"___" ______________ _______________ (подпись) |
|
Приложение 2
к Положению о ведомственном контроле за деятельностью
подведомственных министерству образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области
образовательных организациях
Журнал
учета проверок деятельности образовательных организаций подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
N |
Наименование ОО |
Вид проверки |
Сроки проведения мероприятий по контролю |
Правовые основания для проведения проверки (План, приказ) |
Дата составления и N акта проверки |
Уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо ведомственного контроля |
Подписи уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц) органа ведомственного контроля |
|||
в соответствии с Планом |
фактически |
|||||||||
дата начала |
дата окончания |
дата начала |
дата окончания |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20 марта 2020 г. N 316-01-63-705/20 "Об утверждении Положения о ведомственном контроле за деятельностью образовательных организаций, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области"
Текст приказа опубликован не был