Решение Самарского областного суда от 29 мая 2020 г. N 3а-931/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-931/2020 по административному исковому заявлению З.В.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора Р.О.В., представителя З.В.В. по доверенности адвоката П.Е.В., установил:
З.В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нежилое помещение фактически используется для функционирования фитнес-клуба. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности П.Е.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований министерство представило письменные возражения, в которых указало, что объект недвижимости включен в Перечень как объект, фактически используемый под офисы и объект бытового обслуживания (салон красоты, прачечная, сауна, солярий, маникюрный кабинет, массажный и гидромассажный кабинеты).
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что З.В.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1232,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 марта 2020 года указанное помещение имеет наименование и назначение: нежилое помещение.
Нежилое помещение располагается в нежилом здании с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N, видом разрешенного использования которого является для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений (зона N Ж-4). Такой вид разрешенного использования не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Согласно технического паспорта в нежилом помещении располагаются тепловой узел, лестницы, вент.камера, служебные помещения, кабинеты, холл, тренажерный зал, душевая, комната отдыха, сауна, раздевалка, санузлы, туалеты, спортзал, солярий, служебные помещения, массажные, парикмахерская.
Между тем, наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", а общая площадь солярия (5,3 кв. м), сауны (2,6 кв. м), парикмахерской (40,5 кв. м), относящихся к объектам бытового обслуживания, от общей площади нежилого помещения составляет 3,9% (48,4 кв. м).
Таким образом, сведения технического учета не предоставляли министерству право на отнесение нежилого помещения к объектам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно договору от 28 декабря 2014 года, заключенному между З.В.В., ссудодателем, и ООО "Ф.", ссудополучателем, указанное нежилое помещение предоставлено последнему в безвозмездное бессрочное пользование для размещения в данном помещении спортивного клуба.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ООО "Ф." - деятельность фитнес-центров,
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на момент принятия Перечня на 2019 год административным ответчиком не проводились.
Суду представлен акт осмотра объекта недвижимости, выполненный ГБУ Самарской области "Ц.", согласно которому в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются офисы площадью 39,6 кв. м., централизованное приемное помещение площадью 142, 6 кв. м., прачечная площадью 14,7 кв. м., салон красоты площадью 40,5 кв. м., массажный кабинет площадью 67,4 кв. м, гидромассажный кабинет площадью 10,9 кв. м., маникюрный кабинет площадью 8,9 кв. м., солярий площадью 5,3 кв. м., детская игровая комната площадью 26 кв. м, тренажерный зал площадью 332,2 кв. м, спортзал площадью 181,1 кв. м, раздевалка площадью 147 кв. м., сауна площадью 16,8 кв. м, душевая площадью 24, 4 кв. м., санузлы площадью 16, 2 кв. м., гардероб площадью 12,4 кв. м, коридор, лестницы площадью 133 кв. м., электрощитовая, теплоузел площадью 40,8 кв. м.
Фактически используемые в данном помещении кабинеты управляющего персонала ООО "Ф." и централизованное приемное помещение не подпадают по критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как относящиеся к офисам, поскольку кабинеты управляющего персонала и централизованное приемное помещение используются не в целях офисной деятельности, а в целях деятельности фитнес-центра.
Массажный и гидромассажный кабинеты относятся к видам медицинской деятельности; спортзал, тренажерный зал предназначены для занятий спортом, в связи с этим указанные помещения не относятся к объектам бытового обслуживания.
К объектам бытового обслуживания относятся сауна, солярий, салон красоты, маникюрный кабинет, прачечная, однако, общая площадь этих помещений составляет 6,99% от общей площади нежилого помещения, что не подтверждает фактическое использование более 20% площади помещения для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд реши:
Требования З.В.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 29 мая 2020 г. N 3а-931/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании