Решение Самарского областного суда от 26 мая 2020 г. N 3а-769/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-769/2020 по административному исковому заявлению Е.Н.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора - М.Е.Г., представителя административного истца К.А.В., установил:
Е.Н.А. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия (с учетом уточнений исковых требований):
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907 (далее - приказ N 1907), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647 (далее - приказ N 1647), в части включения в него под пунктом N того же нежилого здания;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом N указанного нежилого здания.
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное здание не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание. Полагает, что включение указанного объекта недвижимости в Перечни незаконно, нарушает его права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Министерство имущественных отношений Самарской области направило в суд возражения на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом N 1907 утвержден Перечень на 2017 г., приказом N 1647 утвержден Перечень на 2018 г., приказом N 1608 утвержден Перечень на 2019 г..
Данные приказы с Перечнями опубликованы:
- приказ N 1907 - в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016 г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016 г.;
- приказ N 1647 - в издании "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435));
- приказ N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 г..
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативные правовые акты соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Под пунктом N в Перечень на 2017 г. включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Е.Н.А., согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг.. То же здание включено в Перечень на 2018 г. под пунктом N и в Перечень на 2019 г. под пунктом N.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. в собственности Е.Н.А. находится нежилое одноэтажное здание, площадью N кв. м, <адрес>, по указанному выше адресу.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "административно-хозяйственное".
По материалам технической инвентаризации, данным технической документации - экспликации к техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГг., спорный объект включает помещения с назначением: коридор 4,6 кв. м, вспомогательное 1,9 кв. м, основное 8,4 кв. м, туалет 0,8 кв. м, вспомогательное 5,6 кв. м, вспомогательное 6,3 кв. м, вспомогательное 32,2 кв. м, коридор 5,7 кв. м, основное 13,3 кв. м, основное 13,6 кв. м, основное 13,2 кв. м.
При этом наименование здания "административно-хозяйственное" не аналогично офисному зданию. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Не предусматривает размещение указанных видов объектов и земельный участок с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования "для нежилого здания (<данные изъяты>)", находящийся в собственности Е.Н.А. с 2004 года на основании договора от ДД.ММ.ГГГГг. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг..
В связи с этим для включения здания в Перечни объектов на 2017-2019 гг. требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Из материалов дела усматривается, что спорное нежилое здание передано в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "З." согласно договорам N от ДД.ММ.ГГГГг. и N от ДД.ММ.ГГГГг.. Основным видом деятельности ООО "З.", согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГг. является "производство <данные изъяты>". По условиям договора аренды "здание" передано в аренду "для ведения административно-хозяйственной деятельности".
Согласно Акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ фактически нежилое помещение используется под хозяйственную деятельность по производству <данные изъяты> и под инфраструктуру с основными и вспомогательными помещениями.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании в период 2017-2019 гг. нежилого здания с кадастровым номером N в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения (2017, 2018, 2019 года), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Е.Н.А. с удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.05.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 мая 2020 г. N 3а-769/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании