27 мая 2020 года в Избирательную комиссию Ярославской области из прокуратуры Ярославской области поступило обращение депутата Ярославской областной Думы седьмого созыва Ершова А.Н. по вопросу проведения проверки фактов нарушений избирательного законодательства (далее - обращение).
Избирательная комиссия Ярославской области, рассмотрев обращение депутата Ярославской областной Думы седьмого созыва Ершова А.Н. (далее - заявитель), установила следующее.
Заявитель в своем обращении приводит нарушения избирательного законодательства при выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Ушаковой Л.Ю. и телеканалом "Рыбинск-40", в частности, в обращении указывается на использование преимуществ "своего положения" Ушаковой Л.Ю. в качестве внештатного журналиста и акционера телеканала "Рыбинск-40". Также заявитель полагает, что в 2019 году депутат Ушакова Л.Ю. получила большую часть эфирного времени на телеканале "Рыбинск-40", предназначенного для освещения деятельности депутатов Ярославской областной Думы.
9 июня 2020 года обращение было рассмотрено на заседании Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (обращений) о нарушении избирательного законодательства (далее - Рабочая группа), которая рекомендовала Избирательной комиссии Ярославской области оставить обращение без удовлетворения по следующим основаниям:
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к полномочиям Избирательной комиссии Ярославской области не отнесена проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности Ушаковой Л.Ю. в качестве депутата. В связи с этим, проверка правомерности действий депутата Ушаковой Л.Ю. по получению эфирного времени на телеканале "Рыбинск-40" в 2019 году, находится вне компетенции Избирательной комиссии Ярославской области.
В соответствии с пп. "л" пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона установлено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Пунктом 2 той же статьи Федерального закона также предусмотрено, что зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
В ходе проверки нарушений были запрошены письменные пояснения Ушаковой Л.Ю. и директора ООО "Мастерская телевизионного контента" Крыловой Л.А. (учредитель телеканала "Рыбинск-40").
Исходя из полученных письменных ответов (письмо депутата Ушаковой Л.Ю. от 01.06.2020 N 56 и письмо за подписью директора Крыловой Л.А. от 01.06.2020 N 3 прилагаются), факты нарушений об использовании преимуществ кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва Ушаковой Л.Ю. не подтверждаются. Ушакова Л.Ю. в период с февраля по июнь 2018 года вела программу "Час новостей с Ларисой Ушаковой" в прямом эфире на добровольных безвозмездных условиях, в штате и за штатом журналистом на телеканале "Рыбинск-40" не состояла. Начало выдвижения кандидатов избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам по выборам депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва определено с 13 июня 2018 года.
В указанный период, фактов, свидетельствующих о неоднократном использовании преимуществ служебного положения кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы Ушаковой Л.Ю., а также нарушений требования, установленного пунктом 7 статьи 40 Федерального закона не установлено. Жалоб и обращений о нарушениях Ушаковой Л.Ю. и телеканалом "Рыбинск-40" в период избирательной кампании 2018 года в Избирательную комиссию Ярославской области не поступало.
Кроме того, требование заявителя об отмене результатов выборов в Ярославскую областную Думу по одномандатному избирательному округу N 13, не может быть рассмотрено в силу истечения срока на обжалование в соответствии со статьей 78 Федерального закона (заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат).
Руководствуясь изложенным и на основании статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 16 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" Избирательная комиссия Ярославской области постановляет:
1. Обращение депутата Ярославской областной Думы седьмого созыва Ершова А.Н. оставить без удовлетворения.
2. О принятом решении уведомить Ершова А.Н. и прокуратуру Ярославской области.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Ярославской области Жучкову Н.И.
Председатель Избирательной комиссии Ярославской области |
О.Ю. Захаров |
Секретарь Избирательной комиссии Ярославской области |
Н.И. Жучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 11 июня 2020 г. N 138/797-6 "О рассмотрении обращения депутата Ярославской областной Думы седьмого созыва Ершова А.Н."
Текст постановления опубликован не был