Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В, Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой,
с участием А.В. Никулина - представителя депутатов Государственного Совета Республики Коми Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова и Г.Ю. Нагаевой, представителя Государственного Совета Республики Коми Е.В. Глуховой - начальника отдела конституционного законодательства и государственного строительства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителя временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми И.Н. Кипрушевой - заместителя начальника отдела конституционного и социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми,
руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 1 части 1 статьи 3, статьями 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми Дьячковой Екатерины Валериановны, Михайлова Олега Алексеевича и Нагаевой Галины Юрьевны о проверке конституционности части 4 статьи 18 Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 года N 140-РЗ "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос депутатов Государственного Совета Республики Коми Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова и Г.Ю. Нагаевой, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма Закона.
Заслушав доклад судьи В.В. Кретова, объяснения представителя заявителей, представителя Государственного Совета Республики Коми и представителя временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
Согласно части 4 статьи 18 Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 года N 140-РЗ "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" Глава Республики Коми вправе возглавить Правительство Республики Коми, в этом случае Глава Республики Коми ведет заседания Правительства Республики Коми.
В запросе депутатов Государственного Совета Республики Коми Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова и Г.Ю. Нагаевой ставится вопрос о неконституционности указанной выше нормы, поскольку в нарушение требований статей 84, 88, 89, 89 (1) и 90 Конституции Республики Коми часть 4 статьи 18 настоящего Закона не предусматривает в системе органов государственной власти обязательное наличие должности Председателя Правительства Республики Коми, который в случае временной невозможности исполнения Главой Республики Коми своих обязанностей исполняет обязанности Главы. В связи с этим заявители полагают, что такое правовое регулирование не обеспечивает достаточную и двухуровневую устойчивость государственного управления в Республике Коми, нарушает конституционные принципы формирования и функционирования Правительства Республики Коми и препятствует отставке Правительства в случае досрочного прекращения полномочий Главы либо отставке Председателя Правительства и, соответственно, членов Правительства.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 4 статьи 18 Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми", а именно проверка соответствия данного законоположения Конституции Республики Коми, предусматривающей, что Республика Коми самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством Республики Коми (статья 66), устанавливающей структуру органов исполнительной власти Республики Коми, правила их формирования, полномочия Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, сроки этих полномочий, а также порядок и последствия отставки Главы и Правительства (статьи 80, 84, 88, 89, 89 (1) и 90).
Так, в согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующему ему пункту "н" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, что в силу положений статьи 77 Конституции Российской Федерации, преамбулы и статей 1 и 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 66 Конституции Республики Коми означает самостоятельное определение Республикой Коми своей системы исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации этих органов и принципом единства системы государственной власти в Российской Федерации.
Приведенные выше и основанные на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми правовые предписания получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах упомянутого Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми".
В частности, статьи 17, 18 и 20 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом структура исполнительных органов государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, и именно это лицо после вступления в должность и принесения присяги на верность народу, Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации формирует с соблюдением законодательства субъекта высший исполнительный орган государственной власти и принимает решение о его отставке.
Таким образом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно является и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта и, обладая определенной свободой усмотрения, вправе без привлечения иных лиц возглавить высший исполнительный орган государственной власти и непосредственно руководить его деятельностью.
Применительно же к вопросам полномочий Главы Республики Коми, деятельности Правительства Республики Коми и его персонального состава следует отметить, что предусмотренное частью 4 статьи 18 Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" право Главы Республики Коми возглавить Правительство Республики Коми и вести его заседания согласуется с приведенными выше и имеющими большую юридическую силу положениями федерального законодательства и само по себе не противоречит Конституции Республики Коми, поскольку в соответствии со статьями 80, 84, 89 и 89 (1) Конституции Глава Республики Коми как высшее должностное лицо является руководителем сформированного им же высшего исполнительного органа (Правительства Республики Коми), представляет в Государственный Совет Республики Коми ежегодный отчет о результатах деятельности этого органа и в любое время может принять решение о его отставке.
Предусмотренная статьями 88, 89 и 90 Конституции Республики Коми и Законом Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" должность Председателя Правительства Республики Коми не препятствует реализации указанного выше права Главы и по своей сути является конституционно-значимым и обязательным альтернативным вариантом в случае, если высшее должностное лицо Республики Коми по тем или иным причинам не примет на себя обязанность по непосредственному руководству Правительством.
В случае же временной невозможности исполнения Главой Республики Коми полномочий как высшего должностного лица и непосредственного руководителя Правительства Республики Коми эти полномочия могут быть возложены на Первого заместителя Председателя Правительства или одного из заместителей, что следует из системного анализа статьи 88 Конституции Республики Коми и статьи 12 Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми".
Досрочная отставка Главы Республики Коми и назначение по Указу Президента Российской Федерации временно исполняющего обязанности Главы также не является законным основанием для изменения уже сложившейся структуры органов исполнительной власти Республики Коми и отставки Правительства, так как вопрос безусловного сложения Правительством своих полномочий и последующее формирование нового высшего органа исполнительной власти в соответствии со статьей 89 (1) Конституции Республики Коми, статьями 19 и 20 Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" непосредственно связаны с избранием Главы на новый срок и вступлением его в должность после принесения присяги на верность народу, Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми.
При таких обстоятельствах следует признать, что часть 4 статьи 18 Закона Республики Коми "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" не противоречит Конституции Республики Коми, ее статьям 66, 84, 88, 89, 89 (1) и 90, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма полностью согласуется с общими принципами формирования, функционирования и отставки органов исполнительной власти Республики Коми и должностных лиц, замещающих государственные должности.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать часть 4 статьи 18 Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 года N 140-РЗ "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 66, 84, 88, 89, 89 (1) и 90, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма согласуется с общими принципами формирования, функционирования и отставки органов исполнительной власти Республики Коми и должностных лиц, замещающих государственные должности.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному официальному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 22 июня 2020 г. "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 18 Закона Республики Коми от 26 декабря 2013 года N 140-РЗ "О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми" по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова и Г.Ю. Нагаевой"
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 22 июня 2020 г.