Ассоциация российских банков совместно с Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам проанализировала положения размещенного на сайте regulation-gov.ru проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Проект КоАП РФ) в части административной ответственности за неисполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и сообщает следующее.
Проект КоАП РФ содержит статью 30.3 "Неисполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусматривающую административную ответственность за нарушения в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Так, часть 3 статьи 30.3 Проекта КоАП РФ в текущей редакции предусматривает применение мер ответственности в виде административного штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), выразившееся в непредставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или в представлении недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, а равно в невыявлении и (или) нефиксировании сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Следует заметить, что главной и конечной целью исполнения требований Закона N 115-ФЗ, подзаконных актов, принятых во исполнение указанного закона, является не сам факт доказывания "подозрительности" конкретной операции, а выявление тех операций, которые могут свидетельствовать о подготовке к совершению преступлению или уже совершенном преступлении. Задача борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма - это отбор операций, которые выглядят наиболее подозрительно, с учетом содержания и обстоятельств совершения операции, а также характеристики личности клиента. В действующем законодательстве содержится достаточно обширный перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Однако, помимо таких операций, в связи с необходимостью эффективного ПОД/ФТ сотрудники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны фиксировать и направлять в уполномоченный орган информацию и о других операциях, вызывающих обоснованные подозрения с точки зрения рисков отмывания доходов и финансирования терроризма. Выявление признаков сомнительности в операциях клиента является субъективным процессом, результаты которого зависят не только от уровня компетенции ответственного сотрудника банка, но прежде всего от объема имеющейся информации о клиенте и совершаемой им операции.
Поскольку процесс выявления подозрительной операции, по сути, представляет собой субъективную оценку фактов сотрудником кредитной организации либо сотрудником регулятора, непризнание той или иной операции подозрительной (т.е. ее невыявление) может являться основанием для проведения дополнительной проверки, но не для привлечения сотрудника кредитной организации к административной ответственности. В противном случае "объективная сторона правонарушения" неизбежно трансформируется в "субъективное мнение" контролирующего органа.
Кредитные организации являются одним из основных субъектов контроля в сфере ПОД/ФТ, в связи с чем сотрудники подразделений финансового мониторинга кредитных организаций на ежедневной основе выполняют колоссальную работу в процессе отслеживания, анализа, фиксирования информации о подозрительных операциях и направления этой информации в уполномоченный орган. При этом кредитные организации и регулятор находятся в заведомо неравных информационных условиях в процессе выявления сомнительных операций. У кредитной организации может быть недостаточно информации, поскольку она по общему правилу может видеть только операции, проводимые через нее, но не в состоянии отследить всю цепочку операций клиента. Поэтому операции, которые выглядят подозрительными для Банка России или Росфинмониторинга с учетом всей имеющей у них информации, могут не выглядеть подозрительными для конкретной кредитной организации (либо их подозрительность кредитная организация - с учетом имеющейся у нее информации - просто не сможет доказать). Банк России видит всю цепочку операций и всех контрагентов клиента, и у него больше административных возможностей понять сущность операции. В частности, Банк России может запросить дополнительную информацию как у иных кредитных организаций, так и у государственных органов. Например, при выявлении операции, в отношении которой у сотрудников отдела финансового мониторинга возникают подозрения, кредитная организация запрашивает нужную ей информацию у своего клиента, однако он ее может не предоставить, а Банк России в той же ситуации может запросить информацию у другой кредитной организации, обслуживающей этого клиента, и получить ответ.
В связи с этим, принимая во внимание заведомо неравные информационные условия кредитных организаций и регулятора, Ассоциация считает недопустимым установление административной ответственности за факт невыявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (т. е., по сути, за факт непризнания конкретной операции подозрительной). Административная ответственность должна быть установлена только за несоблюдение мероприятий обязательного контроля, поскольку только там есть объективные критерии для выявления незаконных операций.
С учетом изложенного предлагаем изменить формулировки части 3 статьи 30.3 Проекта КоАП РФ, исключив часть 3 статьи 30.3 Проекта КоАП РФ либо полностью, либо только последнюю фразу про невыявление подозрительных операций, поскольку существующая формулировка противоречит самой логике выявления подозрительных операций.
Помимо указанных предложений о реформировании части 3 статьи 30.3 Проекта КоАП РФ, необходимо рассмотреть вопрос о видах административных санкций в сфере ПОД/ФТ. Во всех частях статьи 30.3 Проекта КоАП РФ, где установлена ответственность должностных лиц, предлагаем добавить возможность избрания такого административного наказания, как предупреждение. В процессе осуществления контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ в связи со значительным объемом анализируемой информации могут иметь место нарушения технического характера (например, технические ошибки при направлении информации в уполномоченный орган). При наличии такой санкции, как предупреждение, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, будет иметь возможность оперативно исправить те или иные недочеты, не нанеся при этом ущерба контролю.
Принимая во внимание вышеизложенное, просим рассмотреть вопрос о внесении в проект КоАП РФ предлагаемых изменений и дополнений.
Ассоциация надеется, что предложения банковского сообщества будут учтены Министерством юстиции Российской Федерации при доработке Проекта КоАП РФ по вопросам административной ответственности за неисполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также выражает уверенность в эффективном сотрудничестве по вопросам совершенствования действующего законодательства.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 22 июня 2020 г. N А-01/5-290 "О положениях проекта нового КоАП РФ по вопросам неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ"
Текст письма опубликован не был