Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58697-2019
"Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2019 г. N 843-ст)
Motor vehicles. Order and procedures for control methods of gas equipment installation
Дата введения - 1 мая 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2019 г. N 843-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, имеющие двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и двухтопливной системой питания (газодизели), и устанавливает порядок и процедуры методов контроля установки на них газобаллонного оборудования. Установку газобаллонного оборудования проводят в целях использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве моторного топлива автомобильных марок: сжиженный углеводородный газ или компримированный природный газ, или сжиженный природный газ.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 газобаллонные автомобильные транспортные средства; ГБТС: Автомобильные транспортные средства, использующие в качестве моторного топлива газ.
2.2 базовая модель автомобильного транспортного средства: Выпущенное в обращение транспортное средство, которое в целом или его основные компоненты в виде кузова или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
2.3 газотопливный баллон (газовый баллон, баллон): Сосуд с сжиженным нефтяным газом или компримированным природным газом, предназначенный для обеспечения топливом двигателя автомобильного транспортного средства, на котором он установлен.
2.4 оборудование для питания двигателя газообразным топливом (газобаллонное оборудование); ГБО: Совокупность агрегатов, элементов и узлов, включая баллоны, комплекты монтажных изделий баллонов, соединительные трубопроводы, электрооборудование и электронные устройства, обеспечивающие работу ГБТС на газовом топливе.
2.5 сжиженный нефтяной газ; СНГ (сжиженный углеводородный газ; СУГ): Смесь пропан-бутановых фракций, поставляемых в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.
2.6 компримированный природный газ; КПГ: Природный газ (метан), поставляемый в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.
2.7 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ (метан), поставляемый в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств в сжиженном состоянии.
2.8 отработавшие газы; ОГ: Смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.
2.9 вредные (загрязняющие) вещества; ВВ: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека, - оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, алифатические предельные углеводороды.
3 Технические требования
3.1 Общие требования к организации порядка и процедур методов контроля установки газобаллонного оборудования на базовые автомобильные транспортные средства
3.1.1 Установку ГБО на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводят на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу, технологическое оборудование, в том числе компрессорное оборудование, и аттестованный для выполнения этой работы рабочий и инженерно-технический персонал.
3.1.2 Допускается работы по установке ГБО на базовые АТС и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводить как на едином технологическом комплексе, так и на различных производственных базах, имеющих соответствующее оборудование и подготовленный персонал.
3.1.3 Испытания газотопливных систем питания ГБТС включают два вида работ:
- испытания на герметичность и опрессовку соединений агрегатов и узлов ГБО;
- испытания на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе, включая испытания по определению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах двигателей при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе.
3.1.4 Испытания газотопливных систем питания на герметичность, опрессовку соединений и функционирование при работе на газе проводят по единой технологии согласно 4.2, 4.3 и приложениям А-В.
3.2 Технические требования к автомобильным транспортным средствам для установки на них газобаллонного оборудования
3.2.1 Установку ГБО проводят на базовые АТС пассажирские и грузовые, отечественного и зарубежного производства, находящиеся в эксплуатации и отвечающие требованиям 3.2.2-3.2.12.
3.2.2 АТС, предназначенные для установки ГБО, должны быть технически исправны и укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия - изготовителя АТС.
3.2.3 АТС, принимаемые для установки ГБО, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления ГБО (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).
3.2.4 Места крепления ГБО не должны иметь трещин, ослабленных соединений и механических повреждений.
3.2.5 В зонах крепления ГБО не допускается наличие следов ремонта (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок).
3.2.6 Багажные отделения легковых автомобилей и автобусов, грузовые отделения фургонов, грузовые платформы грузовых автомобилей должны быть освобождены от предметов, не относящихся к комплектности АТС.
3.2.7 В местах установки и крепления ГБО не должно быть загрязнений.
3.2.8 Система питания двигателей АТС, направляемых для установки ГБО, должна быть отрегулирована на показатели базовых значений содержания ВВ в ОГ для данного типа транспортного средства.
3.2.9 Искровая система зажигания АТС должна быть в технически исправном состоянии.
3.2.10 Сдаваемое АТС для установки ГБО должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве от 5 до 15 л.
3.2.11 Для установки ГБО принимают АТС независимо от типа кузова при условии, что предприятие - изготовитель ГБО рекомендует в своей технической документации установку его на эти АТС с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.
3.2.12 При сдаче (приемке) АТС, принадлежащих заказчику, физическому или юридическому лицу, независимо от его организационно-правовых форм и форм собственности, для установки ГБО, оформляют приемо-сдаточный акт (см. приложение Г).
Акт должен быть подписан и заверен печатью представителем заказчика или владельцем АТС и представителем исполнителя, осуществляющего установку ГБО на АТС, и скреплен печатью предприятия - исполнителя работ.
Приемо-сдаточный акт оформляют в двух экземплярах, один из которых остается у исполнителя работ, второй экземпляр выдается владельцу (собственнику) АТС или его представителю. Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.
В случае отказа исполнителя в приемке АТС на установку ГБО в акте делают соответствующую запись, а АТС возвращают владельцу.
3.3 Технические требования к газобаллонному оборудованию, устанавливаемому на автомобильные транспортные средства
3.3.1 На АТС допускается устанавливать оборудование для питания двигателя газообразным топливом, тип которого был сертифицирован по [1] для соответствующего типа АТС.
3.3.2 Устанавливаемое на АТС ГБО или его составные элементы должны иметь сертификаты соответствия требованиям [1]-[3].
3.3.3 Размещение и установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом должны осуществляться в соответствии с [1]-[7] с учетом категории АТС. Установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом не должна приводить к понижению экологического класса АТС. Производитель работ по внесению изменений в конструкцию АТС должен предоставить экспертное заключение аккредитованной испытательной лаборатории о сохранении соответствия требованиям экологического класса, к которому относится АТС.
3.3.4 Допускается установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом, не имеющего сертификата соответствия по [1], но компоненты которого сертифицированы в соответствии с областью применения [3] (для работы на СНГ) или [2] (для работы на КПГ и СПГ). В этом случае необходимо проведение предварительной технической экспертизы, предусмотренной [8] (подраздел 4, раздел V).
При установке оборудования для питания двигателя газообразным топливом на партию автомобилей одной марки и модели проводят предварительную экспертизу одного автомобиля из этой партии.
3.3.5 Газовые баллоны для КПГ и СНГ, входящие в состав ГБО, должны соответствовать требованиям [2] и [3].
3.3.6 Маркировка паспортных данных газовых баллонов для КПГ и СНГ, наносимая на наружной поверхности, должна соответствовать требованиям [2] и [3].
3.3.7 Неотъемлемой частью ГБО, подлежащего установке на АТС, является следующая документация, которую должен представить изготовитель комплекта исполнителю по установке ГБО:
а) сертификат соответствия на ГБО на конкретный тип АТС согласно требованиям 3.3.3;
б) в отношении установки на конкретный тип АТС руководство по эксплуатации ГБО в соответствии с требованиями [1];
в) инструкция по установке ГБО на конкретный тип АТС в соответствии с требованиями [1] (или монтажные чертежи).
3.3.8 В состав ГБО должны входить элементы, предназначенные для работы на СНГ и КПГ, в соответствии с [2] и [3]:
а) газовый(ые) баллон(ы) для СНГ или КПГ;
б) вспомогательное оборудование баллона, которое может быть при необходимости оснащено газонепроницаемым кожухом;
в) регулятор давления (может быть оснащен предохранительным клапаном);
г) испаритель (может быть совмещен с регулятором давления);
д) заправочный блок;
е) газовый смеситель;
ж) газовый инжектор;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) газовый дозатор;
к) датчик давления;
л) датчик температуры;
м) электронный блок управления;
н) газовый фильтр;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
п) система переключения вида топлива и электрическая система;
р) дополнительный автоматический клапан (может быть выполнен в одном узле с регулятором давления);
с) трубопроводы:
1) гибкие трубопроводы (шланги);
2) жесткие трубопроводы.
По перечислению б) вспомогательное оборудование баллона для СНГ должно быть оснащено:
- 80 %-ным стопорным клапаном;
- указателем уровня;
- предохранительным клапаном (разгрузочным клапаном);
- дистанционно-регулируемым рабочим клапаном с ограничительным клапаном.
Вспомогательное оборудование баллона для КПГ должно быть оснащено:
- ручным вентилем;
- манометром;
- предохранительным клапаном;
- предохранительным устройством;
- автоматическим клапаном баллона (дистанционно-регулируемым рабочим клапаном);
- ограничительным устройством.
По перечислению д) конструкция и размеры соединительного участка заправочного блока для СНГ должны соответствовать указанным на рисунках Д.1-Д.5 (приложение Д).
Заправочный блок для КПГ с обратным клапаном для пассажирских и грузовых АТС представлен на рисунках Д.6 и Д.7 (приложение Д).
3.4 Требования безопасности при выполнении работ по монтажу газобаллонного оборудования на автомобильных транспортных средствах
3.4.1 Установку ГБО и всех его агрегатов и узлов на АТС выполняют в соответствии с требованиями [1]-[3].
3.4.2 ГБО устанавливают так, чтобы была обеспечена его защита от механических повреждений, в том числе от перевозимого груза.
Все элементы ГБО закрепляют на АТС надлежащим образом в соответствии с [1]-[3].
3.4.3 Допускается увеличение габаритных размеров ГБТС по высоте за счет установки газовых баллонов на крыше при обеспечении поперечной статической устойчивости АТС категорий М2 и М3 в соответствии с требованиями [8] (подраздел 4.2 приложения N 3).
3.4.4 Все агрегаты и узлы ГБО, в том числе баллоны, располагаемые в зоне пола, не должны уменьшать клиренс АТС, передний и задний углы свеса.
3.4.5 Смонтированное на ГБТС ГБО не должно затруднять доступ к устройствам и агрегатам двигателя, АТС и к агрегатам комплекта ГБО при проведении работ по их техническому обслуживанию, ремонту и контролю герметичности, а также доступ к запасному колесу и его установке.
3.4.6 Размещение агрегатов и узлов ГБО осуществляют на расстоянии не менее 100 мм от системы выпуска отработавших газов ГБТС.
При невозможности соблюдения этого условия между агрегатами ГБО и системой выпуска устанавливают теплозащитный экран.
3.4.7 Размещение и крепление газовых баллонов на ГБТС выполняют в соответствии с [1]-[3].
3.4.8 Запрещена установка на АТС газовых баллонов:
- с неисправной расходно-запорно-наполнительной и предохранительной арматурой;
- поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозия, измененная форма);
- в случае отсутствия паспорта на баллон. Баллоны, изготовленные до 01.07.2016, допускается использовать без паспорта. При этом действующую дату периодического освидетельствования баллона маркируют на установленном для этого месте.
3.4.9 Баллоны, побывавшие в дорожно-транспортных происшествиях и не получившие повреждений от удара во время столкновения, могут быть использованы в дальнейшем, но после проведения внепланового переосвидетельствования.
3.4.10 Каждый баллон для КПГ, устанавливаемый на АТС, независимо от их общего числа баллонов, должен иметь автоматический клапан на вентиле, позволяющий отключать его от газотопливной системы питания, в том числе при проведении технического обслуживания, ремонтных работ, хранении ГБТС в закрытом помещении и в других случаях.
3.4.11 При установке газовых баллонов на АТС каждый баллон должен быть закреплен к установочной раме с помощью не менее двух ленточных металлических хомутов, исключающих возможность его проскальзывания, вращения или смещения.
При установке не допускается:
- крепление газовых баллонов с использованием стальных тросов;
- использование сварки для присоединения крепежных деталей к корпусу баллонов.
3.4.12 Баллоны, устанавливаемые на АТС, должны быть свободны от газового топлива.
3.4.13 При размещении внутри багажного отделения (кузова) АТС газовые баллоны совместно с арматурой и присоединительными элементами должны быть заключены в герметичный газонепроницаемый отсек либо горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов должны быть заключены в индивидуальный герметичный (газонепроницаемый) кожух по [2] и [3].
3.4.14 Газонепроницаемый отсек (газонепроницаемый кожух) должен обеспечить возможность доступа к баллонным вентилям для их открытия и закрытия.
Допускается располагать рукоятку баллонного вентиля внутри газонепроницаемого отсека (газонепроницаемого кожуха) или пропускать через его стенку.
3.4.15 Выход вентиляционного канала должен находиться на расстоянии не менее 100 мм от системы выпуска ОГ АТС или иного источника тепла и должен быть направлен вниз - при работе АТС на СНГ или вверх - при работе АТС на КПГ.
3.4.16 Размещение газовых баллонов внутри салона пассажирских АТС по [4] и [5] категорически запрещено. Газовые баллоны для СНГ могут быть расположены под днищем. Газовые баллоны для КПГ могут быть расположены как под днищем, так и на крыше.
3.4.17 Металлопластиковые или композитные баллоны, расположенные на крыше АТС, должны быть защищены от прямого солнечного излучения, осадков (снега, дождя) специальным кожухом, который может служить одновременно обтекателем воздуха и обеспечивать доступ к вентилям на баллонах при проверке герметичности.
3.4.18 Крепление заправочного блока должно исключать его проворачивание и обеспечивать его защиту от грязи и влаги.
3.4.18.1 При установке оборудования для КПГ на АТС заправочный блок должен быть размещен с внешней стороны АТС или в моторном отсеке.
3.4.18.2 При установке оборудования для СНГ на АТС заправочный блок должен быть размещен с внешней стороны.
3.4.19 Размещение жестких и гибких газопроводов на АТС должно быть выполнено в соответствии с [2], [3].
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
а) любой газопровод, проходящий через пассажирский салон или грузовой отсек, должен иметь дополнительную герметичную газонепроницаемую и вентилируемую оболочку;
б) внутри пассажирского салона или замкнутого пространства грузового отсека не должно быть никаких соединений газопроводов, кроме подсоединения к газонепроницаемому отсеку (газонепроницаемому кожуху) газового баллона и соединения между газопроводом и заправочным устройством;
в) при размещении под днищем ГБТС газопровод должен быть защищен от абразивного и ударного воздействия путем использования элементов шасси или иным способом;
г) газопровод должен быть размещен в доступных местах;
д) в точках крепления между элементом крепления и газопроводом должна быть защитная прокладка;
е) газопроводы высокого давления должны иметь компенсаторы для предотвращения их повреждений в случае возникновения деформации при перекосах рамы ГБТС;
ж) число соединений газопровода должно быть минимально, и к ним должен быть обеспечен свободный доступ для технического осмотра, ремонта и проверки герметичности;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) жесткие газопроводы следует крепить так, чтобы они не были подвержены внешним нагрузкам;
к) в точке крепления гибкие или жесткие газопроводы следует устанавливать так, чтобы была исключена возможность контактов металлических деталей между собой;
л) жесткие и гибкие газопроводы не должны быть размещены в местах, предназначенных для установки домкрата;
м) соединения газопроводов с переходниками, вентилями и другими элементами ГБО должны быть выполнены с помощью беспрокладочных ниппельных или других соединений, обеспечивающих герметичность при многократных монтажных и демонтажных работах;
н) для соединений элементов ГБО должно соответствовать следующим требованиям:
- паяные или сварные соединения, а также зубчатые соединения обжатием не допускаются;
- трубки из нержавеющей стали должны быть соединены только с помощью деталей из нержавеющей стали;
- распределительные переходники должны быть из стойкого к коррозии материала.
3.4.20 Электрооборудование, входящее в состав ГБО, должно иметь напряжение питания не более напряжения питания бортовой сети АТС.
3.4.21 Электрооборудование, входящее в состав ГБО, должно быть защищено от перегрузок. На питающем кабеле должно быть предусмотрено наличие не менее одного размыкающего предохранителя.
3.4.22 Все элементы электрооборудования, включая газопроводы, должны быть подсоединены и изолированы так, чтобы исключать прохождение электрического тока через узлы, по которым проходит газ.
3.4.23 В случае монтажа тороидальных газовых баллонов на штатное место крепления запасного колеса необходимость наличия запасного колеса, место его расположения и способ крепления должны быть предусмотрены изготовителем ГБО в инструкции по установке ГБО и в монтажных чертежах на установку этого оборудования, включая новое место и способ крепления запасного колеса.
3.5 Требования к газобаллонным автомобильным транспортным средствам, выпускаемым после установки газобаллонного оборудования
3.5.1 ГБТС после установки ГБО должно быть испытано на герметичность соединений агрегатов и узлов для КПГ в соответствии с разделом 4.
3.5.2 При положительных результатах испытаний газотопливной системы питания и ГБО по 3.5.1 должны быть проведены регулировочные работы газовой топливной аппаратуры в соответствии с руководством по эксплуатации предприятия - изготовителя ГБО.
3.5.3 ГБО, установленное на двигатель АТС, должно обеспечить показатели концентрации ВВ в ОГ не более соответствующих показателей базового двигателя АТС.
3.5.4 Проверка перевода работы двигателя с газового топлива на нефтяное и обратно должны быть выполнены на отрегулированной системе питания ГБТС.
3.5.5 Переход работы двигателя с одного вида топлива на другое должен быть осуществлен в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве по эксплуатации предприятия - изготовителя (разработчика) ГБО.
3.5.6 Результаты о соответствии требованиям в части уровня содержания ВВ в ОГ двигателя ГБТС оформляют свидетельством по приложению Е, форма 2а), выдаваемым владельцу ГБТС.
3.5.7 Узлы и детали АТС, снятые при проведении работ по установке ГБО, должны быть возвращены владельцу ТС.
4 Методы и объемы контроля установки газобаллонного оборудования
4.1 Общие требования
4.1.1 Системы питания ГБТС должны быть испытаны:
а) на содержание ВВ в ОГ;
б) герметичность соединений, их опрессовку и функционирование в соответствии с приложениями А, Б и В.
4.1.2 Испытаниям на герметичность и опрессовку соединений систем питания должны быть подвергнуты:
а) ГБТС, на которые выполнена первичная установка или замена ГБО;
б) ГБТС, имеющие повреждения, связанные с необходимостью замены газовых баллонов, соединительных газопроводов, запорно-расходной и предохранительной аппаратуры;
в) ГБТС с нарушенной в эксплуатации герметичностью газовой системы на линии высокого давления.
4.1.3 Сдачу (приемку) ГБТС на испытания газотопливных систем питания оформляют актом приема-сдачи в соответствии с приложением Ж.
Акт приема-сдачи оформляют в двух экземплярах, один из которых остается на предприятии, производящем испытание ГБТС, второй - выдается собственнику ГБТС или его представителю. Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.
4.1.4 Испытания комплекта ГБО, установленного на конкретный тип АТС, допускается проводить по методикам, разработанным предприятием - изготовителем комплекта ГБО с учетом требований типовых методик настоящего стандарта в соответствии с приложениями А, Б и В.
В этом случае методики испытаний должны быть приведены в инструкции по монтажу ГБО на АТС.
4.2 Испытания газотопливных систем газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе
4.2.1 Испытания газотопливных систем на герметичность и прочность соединений (опрессовку) ГБТС, работающих на СНГ, следует проводить сжатым воздухом или инертным газом при давлении (1,60 0,05) МПа.
4.2.2 Испытания газотопливных систем на функционирование и проведение регулировочных работ следует проводить непосредственно сжиженным нефтяным газом на открытой площадке под навесом или в специальном помещении (боксе), перед въездом в которое проверяют герметичность газовой системы питания автомобиля течеискателем.
4.2.3 Испытания по определению содержания ВВ в ОГ ГБТС проводят в соответствии с методиками, разработанными предприятием - изготовителем комплекта ГБО.
4.2.4 Испытания на герметичность, опрессовку соединений газотопливной системы и ее функционирование на СНГ проводят в соответствии с приложением А.
4.3 Испытания газотопливных систем газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на компримированном природном газе
4.3.1 Испытания газотопливных систем на герметичность и опрессовку соединений газопроводов ГБТС, работающих на КПГ, могут проводить сжатым воздухом или инертным газом при следующих фиксированных значениях давления: 1,0 (проверка герметичности); 2,5; 4,9; 9,8 и 19,6 (опрессовка) МПа.
4.3.2 Испытания газотопливных систем питания ГБТС на функционирование включают в себя следующие виды работ:
а) проверка работоспособности и регулировка ГБО при работе двигателя на КПГ;
б) испытания газотопливных систем питания ГБТС с искровой системой зажигания на недопущение одновременной работы двигателя на КПГ и бензине;
в) испытания на функционирование системы переключения вида топлива;
г) испытания по определению содержания ВВ в ОГ ГБТС.
4.3.3 Испытания газотопливных систем на герметичность и опрессовку соединений ГБТС, работающих на КПГ, проводят в соответствии с приложением Б.
4.3.4 Испытания газотопливных систем на функционирование на КПГ проводят в специальном помещении (боксе), перед въездом в которое проверяют герметичность газовой системы питания автомобиля течеискателем или мыльным раствором.
4.3.5 Испытания газотопливных систем на функционирование проводят в соответствии с приложением В.
5 Документация на установку газобаллонного оборудования на автомобильные транспортные средства и проведение испытаний
5.1 После установки ГБО на АТС организация, проводившая установку ГБО, должна передать владельцу АТС следующие документы:
а) заявление-декларацию производителя работ об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию АТС: о проверке герметичности и опрессовке системы питания, о проведении периодических испытаний оборудования для питания двигателя газообразным топливом и о соответствии предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах АТС требованиям [8] (приложение N 8), оформленное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. приложение И);
б) заверенные изготовителем или поставщиком, или продавцом копии сертификатов соответствия:
1) на отдельные элементы оборудования - по [2] или [3];
2) на тип газобаллонной системы в целом для соответствующего семейства АТС - по [1] (при наличии);
в) заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а (см. приложение Е) о соответствии АТС с установленным на него ГБО требованиям безопасности;
г) заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2б (см. приложение И) о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на АТС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "форма 2б приложение К"
Установщик заполняет свидетельство формы 2б (см. приложение К) после выполнения требований к АТС, находящимся в эксплуатации.
Свидетельства по формам 2а и 2б оформляют в трех экземплярах. Один экземпляр каждого свидетельства остается на предприятии, проводившем установку ГБО и испытания газотопливных систем питания. Два экземпляра каждого свидетельства выдают владельцу (собственнику) ГБТС.
Один экземпляр каждого свидетельства владелец ГБТС затем предоставляет в уполномоченную организацию.
5.2 Внесение изменений в конструкцию АТС, связанные с установкой ГБО, и последующую проверку выполнения требований настоящего стандарта осуществляют по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Проверку выполнения требований к АТС, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляют в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра АТС с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе предварительной технической экспертизы следует удостовериться, что после внесения изменений в конструкцию АТС сохраняется его соответствие требованиям технического регламента, действующего на момент выпуска АТС в обращение. В случае установки оборудования для питания двигателя газообразным топливом, тип которого был сертифицирован по [1] для соответствующего типа АТС, проведение предварительной экспертизы в соответствии с [8] (подраздел 4, раздел V, пункт 77) не требуется.
В ходе проверки безопасности конструкции АТС следует удостовериться, что после внесения изменений в конструкцию АТС его безопасность соответствует требованиям [8].
Оформление результатов предварительных технических экспертиз и проверок безопасности конструкции АТС с внесенными в конструкцию изменениями, предусмотренных требованиями [8], осуществляют аккредитованные по [8] испытательные лаборатории (центры), включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
Вопрос о возможности внесения изменений в конструкцию АТС рассматривают при наличии заявления (приложение Л), положительных результатов предварительной технической экспертизы, после осмотра АТС.
5.3 Владелец АТС представляет документы в соответствии с 5.1 и 5.2 в соответствующую организацию, уполномоченную выдавать свидетельства о соответствии АТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Выдачу владельцу АТС свидетельства о соответствии АТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (см. приложение М) по результатам его повторного осмотра осуществляют в случае:
- положительных результатов проверки безопасности конструкций АТС с внесенными изменениями [протокол экспертизы безопасности конструкции АТС с внесенными изменениями, протокол(ы) испытаний];
- наличия заверенных в установленном порядке копий сертификатов соответствия, декларации соответствия на устанавливаемые компоненты;
- положительных результатов технического осмотра АТС после внесения изменений в его конструкцию.
5.4 По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченная организация оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии АТС, с внесенными в его конструкцию изменениями, требованиям безопасности по форме, приведенной в приложении М, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Библиография
[1] |
Правила ЕЭК ООН N 115 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Специальных модифицированных систем СНГ (сжиженный нефтяной газ), предназначенных для установки на механических транспортных средствах, в двигателях которых используется СНГ II. Специальных модифицированных систем СПГ (сжатый природный газ), предназначенных для установки на механических транспортных средствах, в двигателях которых используется СПГ |
[2] |
Правила ЕЭК ООН N 110 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Элементов специального оборудования механических транспортных средств, двигатели которых работают на компримированном природном газе (КПГ) и/или сжиженном природном газе (СПГ) II. Транспортных средств в отношении установки элементов специального оборудования официально утвержденного типа для использования в их двигателях компримированного природного газа (КПГ) и/или сжиженного природного газа (СПГ) |
[3] |
Правила ЕЭК ООН N 67 |
Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения специального оборудования транспортных средств категорий М и N, двигатели которых работают на сжиженном нефтяном газе. II. Официального утверждения транспортных средств категорий М и N, оснащенных специальным оборудованием для использования сжиженного нефтяного газа в качестве топлива, в отношении установки такого оборудования |
[4] |
Правила ЕЭК ООН N 36 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении их общей конструкции |
[5] |
Правила ЕЭК ООН N 52 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения маломестных транспортных средств категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции |
[6] |
Правила ЕЭК ООН N 66 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности верхней части конструкции |
[7] |
Правила ЕЭК ООН N 107 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции |
[8] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 018/2011 |
О безопасности колесных транспортных средств |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58697-2019 "Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2019 г. N 843-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 мая 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введенное в действие приказом Росстандарта от 17 октября 2022 г. N 1139-ст
Изменения вступают в силу с 15 марта 2023 г.