Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России проанализировал отчеты субъектов Российской Федерации - участников реализации мероприятий по созданию в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, о расходах консолидированной субсидии за I квартал 2020 г. (далее соответственно - Департамент, Программа).
В реализации Программы в 2020 г. участвует 81 субъект Российской Федерации (не участвуют: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область и Ненецкий автономный округ).
В соответствии с отчетами по состоянию на 1 апреля 2020 г. расходование средств консолидированной субсидии в субъектах Российской Федерации не производилось.
Вместе с тем во избежание неполного и (или) несвоевременного освоения средств консолидированной субсидии, нарушений сроков исполнения планов-графиков реализации мероприятий Программы в 2020 году Департамент напоминает о необходимости завершения проведения мероприятий по созданию архитектурной доступности и поставке специального оборудования до завершения приемки образовательных организаций к новому 2020/2021 учебному году.
В связи с изложенным просим поставить на особый контроль сроки реализации мероприятий Программы.
Дополнительно обращаем внимание, что во всех образовательных организациях - участниках Программы средства консолидированной субсидии должны быть направлены как на создание архитектурной доступности, так и на оснащение специальным оборудованием.
1. Создание архитектурной доступности включает оборудование доступными элементами информации об объекте; устройство входных калиток; устройство пешеходных дорожек для передвижения инвалидов к зданию; установку тактильных средств на покрытии пешеходных путей, дублирование входных лестниц пандусами или другими устройствами подъема, оборудование входных лестниц поручнями, устройство парковки (стоянки) автомобиля инвалида, оборудование площадки перед входом в здание навесом; расширение дверных проемов дверей на входе в здание с последующей установкой дверей; устройство в тамбуре твердого покрытия, не допускающего скольжения при намокании, установку звуковых информаторов; установку поручней на лестницах внутри здания, дублирование лестниц внутри здания пандусами или другими устройствами подъема; расширение дверных проемов дверей с последующей установкой дверей; демонтаж дверных порогов, замену напольных покрытий в местах демонтажа дверей, порогов или устранения перепадов высот, установку перил вдоль стен внутри здания; устройство тактильной разметки на путях движения, дублирование обозначения помещений рельефными знаками; оборудование системой индивидуального прослушивания; оборудование санитарно-гигиенических помещений поручнями, штангами, поворотными или откидными сидениями, крючками (для одежды; костылей и других принадлежностей; двусторонней связью с диспетчером или дежурным, создание и оборудование отдельной санитарно-гигиенической комнаты для инвалидов на кресле-коляске; оборудование комплексной (визуальные, звуковые и тактильные) для всех категорий инвалидов системой средств информации и системой сигнализации об опасности; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых, библиотек, учебных кабинетов, кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения, медицинских кабинетов с учетом требований СП 136.13330.2012 и СП 59.13330.2016 (установка поручней, расширение дверных проемов, устранение перепадов высот, порогов, оснащение специализированной мебелью и т.д.) и в соответствии с "дорожной картой" (планом мероприятий) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, разработанной в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
2. Оснащение специальным оборудованием включает:
- материально-техническое оснащение учебных кабинетов и кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения (кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки [сенсорной комнаты]) специальным учебным оборудованием для реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ (специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, компьютерное оборудование [в том числе для организации общего и дополнительного дистанционного образования]); специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 и N 1599 соответственно), а также в соответствии с примерными адаптированными основными образовательными программами, включенными в перечень примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru);
- оснащение специально оборудованным автотранспортом для перевозки детей-инвалидов.
И.о. директора |
Л.П. Фальковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпросвещения проанализировало отчеты регионов - участников мероприятий по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, о расходах консолидированной субсидии за I квартал 2020 г.
Министерство указывает на необходимость завершения мероприятий по созданию архитектурной доступности и поставке специального оборудования до приемки учреждений к новому 2020/2021 учебному году. На эти цели должна быть направлена консолидированная субсидия. Разъяснено, что включают в себя такие мероприятия.
Письмо Министерства просвещения РФ от 14 мая 2020 г. N 07-3083 "О реализации ГП Российской Федерации "Доступная среда" в 2020 году"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июнь 2020 г., N 12