Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу разъяснения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части привлечения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации агента в целях выполнения функций по предоставлению и исполнению государственных гарантий субъекта Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.
Пунктом 5 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление и исполнение государственных (муниципальных) гарантий, в том числе анализ финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов), ведение аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц, возникающих в связи с предоставлением и исполнением государственных (муниципальных) гарантий, взыскание задолженности указанных лиц осуществляются с участием агента, привлекаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете).
Учитывая, что бюджетное законодательство Российской Федерации предполагает самостоятельность бюджетов, возможность привлечения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) агента для выполнения указанных выше функций устанавливается соответственно субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) самостоятельно, в рамках бюджетного процесса (подготовки и принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете). При этом в указанном законе (муниципальном правовом акте) такой агент может быть либо прямо поименован, либо предусмотрено установление соответствующей процедуры (порядка) его определения (отбора).
Отмечаем, что Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения или требования к потенциальным агентам, в том числе в отношении их организационно-правовой формы или виду основной деятельности (отраслевой принадлежности). Вместе с тем, представляется, что ключевыми критериями при выборе агента должны являться его репутация, опыт работы в соответствующей сфере деятельности, отсутствие конфликта интересов, способность выполнять возложенные на него функции в необходимом объеме, в сжатые сроки и на высоком профессиональном уровне - то, без чего эффективное выполнение агентом в интересах государства доверенных ему функций едва ли возможно. При этом привлечение агента для выполнения указанных функций не является обязательным. Включение в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете) нормы о возможности привлечения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) агента для выполнения указанных выше функций осуществляется исходя из практической необходимости и целесообразности такого привлечения. В случаях, когда указанными актами возможность привлечения агента не предусмотрена, все виды деятельности, связанные с предоставлением, администрированием, сопровождением и исполнением государственных гарантий субъекта Российской Федерации или муниципальных гарантий, осуществляются соответствующим финансовым органом (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) самостоятельно.
На федеральном уровне организации, которые Правительство Российской Федерации вправе привлечь в качестве своих агентов по рассматриваемым в настоящем письме вопросам, определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительство Российской Федерации ежегодно наделяет Минфин России правом заключить с указанными организациями договоры о выполнении функций агентов Правительства Российской Федерации, предусмотрев в них права и обязанности агентов, их ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них функций, критерии оценки их работы, а также сумму и порядок выплаты агентского вознаграждения. Полагаем, что субъекты Российской Федерации при определении агентов, осуществляющих функции, установленные пунктом 5 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе применять как аналогичный, так и любой иной, не противоречащий законодательству Российской Федерации, подход.
По вопросу применения положений Закона N 44-ФЗ к отношениям, связанным с определением (отбором) агента (до его включения в закон субъекта Российской Федерации о бюджете) и заключением с ним государственного контракта, отмечаем, что сферы применения Закона N 44-ФЗ указаны в статье 1 Закона N 44-ФЗ.
Так частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ регулирует отношения только начиная с планирования заказчиком своих закупок.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отвечая на вопрос о привлечении регионом агента в целях выполнения функций по предоставлению и исполнению госгарантий субъекта Федерации, Минфин разъяснил следующее.
Возможность привлечения агента для выполнения указанных функций устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в рамках бюджетного процесса. При этом в законе региона такой агент может быть либо прямо поименован, либо предусмотрено установление соответствующей процедуры (порядка) его определения (отбора).
44-ФЗ регулирует отношения только начиная с планирования заказчиком своих закупок.
Письмо Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 24-01-06/31072 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был