Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части осуществления нормирования закупок товаров, работ, услуг, сообщает следующее.
Позиция Минфина России об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности изложена в письме от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 и направлена субъектам Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, а также размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте Минфина России (прилагается).
В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 указанной статьи.
Таким образом, при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ требуется обоснование цены контракта в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
При этом частью 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ установлено, что в целях указанного Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.
Положениями части 1 статьи 19 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частями 3 и 4 статьи 19 Закона N 44-ФЗ, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
Учитывая, что норма статьи 19 Закона N 44-ФЗ является императивной, и положения о нормировании в сфере закупок распространяются на все закупки заказчика, в том числе, для обеспечения функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 13 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2015 N 1352 (далее - Требования), государственные органы Краснодарского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты о нормировании.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 17 Требований допускается внесение изменений в правовые акты о нормировании, в том числе об утверждении нормативных затрат и требований, которые осуществляются в порядке, установленном для их принятия. При этом срок внесения таких изменений не установлен.
Учитывая вышеизложенное, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрены необходимые для заказчиков основания для внесения изменений в утвержденные акты о нормировании в любой момент в порядке, предусмотренном для их установления (по аналогии с федеральными заказчиками), в том числе в случае необходимости утверждения требований и нормативных затрат для закупки товаров, работ, услуг для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.
Приложение: письмо Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 на 2 листах в 1 экземпляре.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положения о нормировании в сфере закупок распространяются на все закупки заказчика, в том числе для обеспечения функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Законодательством о контрактной системе предусмотрены основания для внесения изменений в акты о нормировании в любой момент, в том числе в случае необходимости утверждения нормативных затрат для закупок в целях предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.
Письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. N 24-01-06/45790 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был