Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.В. Магдеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.В. Магдеев оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
пункта 15 части первой статьи 14, которым для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установлены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, дифференцированные в зависимости от группы инвалидности;
части четвертой статьи 15, согласно которой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 и 1988 - 1990 годах), выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления.
Как следует из представленных документов, 7 марта 2018 года заявитель, принимавший участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, обратился в военный комиссариат Ульяновской области с заявлением о выдаче удостоверения инвалида-чернобыльца, к которому были приложены справка об установлении инвалидности и заключение межведомственного экспертного совета о наличии причинной связи инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. В тот же день Р.В. Магдеевым было подано заявление об установлении ему как инвалиду-чернобыльцу компенсационных выплат, включая ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.
Удостоверение, датированное 9 августа 2018 года, было выдано заявителю 8 октября 2018 года, после чего с указанной календарной даты ему была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, а с 1 ноября 2018 года - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
Полагая, что выплаты должны были устанавливаться со дня первоначального обращения, т.е. с 7 марта 2018 года, Р.В. Магдеев обратился в суд с иском к военному комиссариату Ульяновской области о выплате недополученных сумм. Его требования были частично удовлетворены, и недополученные суммы были выплачены ему с даты оформления удостоверения, т.е. с 9 августа 2018 года.
По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 1 (часть 1), 7, 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают право инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда в случае задержки оформления специального удостоверения по не зависящим от него причинам.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяющий размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы с учетом установленной им группы инвалидности, выступает одним из элементов правового механизма возмещения вреда, причиненного указанной категории граждан, и при этом сам по себе не регулирует ни порядок, ни сроки назначения названной выплаты.
Что касается части четвертой статьи 15 названного Закона, то данная норма, связывающая предоставление гражданину соответствующих мер социальной поддержки с предъявлением удостоверения, дающего право на такие меры, направлена на обеспечение обоснованности социальной защиты, обусловленной радиационным воздействием.
В связи с этим оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Разрешение же вопроса о предоставлении гражданам права на возмещение вреда, причиненного их здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, с момента их обращения с соответствующим заявлением, к которому приложены документы об установлении инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, т.е. без предъявления специального удостоверения, на чем фактически настаивает заявитель, предполагает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и принятые в целях его реализации нормативные правовые акты, а потому не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Равным образом не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации разрешение вопроса о несвоевременной выдаче заявителю удостоверения, как связанного с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Магдеева Рината Вазыховича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2020 г. N 1272-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Магдеева Рината Вазыховича на нарушение его конституционных прав пунктом 15 части первой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)