Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.Л. Кузнецова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Д.Л. Кузнецов оспаривает конституционность части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах; в этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки; при несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 данной статьи, продлевается на десять дней.
По мнению заявителя, данное законоположение, примененное в его деле судом, противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 15 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 56 (часть 3), поскольку в силу неопределенности содержащихся в ней понятий лишает сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, права на эффективную судебную защиту своих прав.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 18 марта 2004 года N 6-П, от 21 марта 2014 года N 7-П и др.).
Оспариваемое заявителем законоположение, наряду с иными нормами действующего законодательства, определяет правовое положение сотрудника органов внутренних дел в случае проведения в отношении него служебной проверки и предусматривает такое обстоятельство, исключающее участие сотрудника органов внутренних дел в проведении служебной проверки, как прямая или косвенная заинтересованность в ее результатах.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение права сотрудника органов внутренних дел на справедливое и беспристрастное проведение в отношении него служебной проверки, имеет целью достижение баланса публичных интересов и частных интересов сотрудников органов внутренних дел, в равной мере распространяется на всех лиц, относящихся к указанной категории, не исключает возможности реализации гражданином права на судебное обжалование служебной проверки, в том числе порядка ее проведения, и не может расцениваться как нарушающее права заявителя, в деле которого доказательств наличия прямой или косвенной заинтересованности сотрудника органов внутренних дел, проводившего служебную проверку, в ее результатах судом не было установлено.
Разрешение же вопроса о внесении в правовое регулирование изменений, направленных на уточнение содержащихся в оспариваемой норме терминов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Дениса Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2020 г. N 1261-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Дениса Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 52 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)