Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении органами местного самоуправления договоров о содействии в обеспечении охраны объектов, находящихся в муниципальной собственности, с казачьими обществами, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.
Между тем Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов (пункт 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 8 части 1 статьи 3"
Пунктом 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено определение понятия "муниципальный заказчик" в контексте Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 6 части 1 статьи 3"
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно положениям статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного (муниципального) заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлен закрытый перечень отношений, к которым Закон N 44-ФЗ не применяется, при этом отношения, возникшие при заключении соглашений с казачьими обществами, к таким отношениям не относятся.
Таким образом, отношения, связанные с привлечением органами местного самоуправления за счет средств, получаемых из бюджетной системы Российской Федерации, членов казачьих обществ к осуществлению охраны объектов, находящихся в муниципальной собственности, регулируются положениями Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, закупка услуг по осуществлению охраны объектов, находящихся в муниципальной собственности, должна осуществляться посредством проведения конкурентной процедуры или у единственного исполнителя в установленном Законом N 44-ФЗ порядке.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 23 января 2020 г. N 24-01-07/3859 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был