Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "НИИМЭ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ОКР "Разработка и освоение серийного производства на отечественном предприятии радиационно-стойкой микросхемы высокоскоростного контроллера бортовой сети с аппаратной поддержкой транспортного протокола СТП-ИСС", шифр "Алмаз-20-Т" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009520000053) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно присвоившей низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.04.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 208 050 000 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 02004114430192017241;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.06.2020;
5) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, признанные соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
6) дата подачи окончательных предложений в Конкурса - 05.06.2020;
7) победителем Конкурса признано АО "Научно-исследовательский институт электронной техники" с предложением о цене государственного контракта - 156 039 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 80%, коэффициент значимости 0,8.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, предметом оценки "является уровень опыта участника закупки (далее - Уровень опыта), который определяется как сумма баллов опыта (БО), присваиваемых за разработку каждого отдельного изделия электронной компонентной базы (далее - ЭКБ) или отдельной группы изделий ЭКБ, изготавливаемых и поставляемых в рамках одних технических условий (далее - ТУ), аналогичных указанным в техническом задании, с применением взвешенной оценки в зависимости от наличия поставок разработанного изделия (вне зависимости от организации-поставщика) до 31.12.2019, а также фактов соблюдения сроков выполнения работ и условий технического задания выполнения ОКР, в результате которой были разработаны аналогичные изделия ЭКБ (группы изделий ЭКБ)".
"Учитываются только изделия ЭКБ, включенные в Перечень электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники в соответствии с РЭК 05.001-2015 "Положение о перечне электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники", утвержденный Министром промышленности и торговли Российской Федерации 24.03.2015 и введенный в действие коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации 25.06.2015 (далее - Перечень ЭКБ)".
При этом под включением в Перечень ЭКБ понимается либо наличие изделий в действующей на момент объявления конкурса редакции Перечня ЭКБ, либо наличие письма головной научно-исследовательской организации, выполняющей функции исследований в области электронной компонентной базы - ФГУП "МНИИРИП" (Приказ Минпромторга России от 20.10.2016 N 3731) о положительном рассмотрении документов на включение изделия в Перечень ЭКБ (процедура регламентирована РЭК 05.001-2015) и регламентом ФГУП "МНИИРИП" об оказании данной услуги (http://mniirip.ru/sites/default/files/pages/reglament_8.pdf).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе заявки представлена, в том числе, копия письма ФГУП "МНИИРИП" от 28.05.2020 N 3887, содержащее сведения о том, что в соответствии с решением по акту приемки ОКР "Схема-И8-РК", утвержденным Департаментом радиоэлектронной промышленности Минпромторга России 08.11.2019, а также в соответствии с заявкой поступившей от ПАО "Микрон" (исх. N 1167 от 22.05.2020) микросхема 1931ВК014 включена в проект изменения N 3 Перечня ЭКБ 02-2019.
Таким образом, согласно документам, представленным Заявителем, в заявке на участие в Конкурсе, калькодержателем и изготовителем в отношении микросхем 1931ВК014, разработанных в рамках ОКР "Схема-И8-РК", определен ПАО "Микрон".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки отсутствуют иные сведения, обуславливающие возможность определения АО "НИИМЭ" в качестве калькодержателя и/или изготовителя, в отношении микросхем 1931ВК014 и допускающие их зачтение при оценке показателей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, не допускается.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе, следующее: "при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, в составе первой части заявки должно быть указано:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации".
Вместе с тем, учитывая, что инструкцией по заполнению заявки на участие в Конкурсе установлено требование о предоставлении в первой части заявки участников закупок конкретных показателей, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование может ввести в заблуждение участников закупок. При этом в соответствии с положениями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "НИИМЭ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 18.06.2020 N 20/44/105/1133 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2020 г. N 20/44/105/1133 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был